Категории бизнес идей

Если не воспользоваться правом

Иногда, понимание того, доля чего необходима регистрация товарного знака, приходит к предпринимателям уже после вынесения судебного решения о выплате солидной компенсации, которую потребовал правообладатель за использование средств индивидуализации без законного основания. Примером может служить окончившаяся недавно тяжба между кондитерами из Москвы и Набережных Челнов, по поводу использования для обозначения своей продукции имени шекспировского героя.

Шоколадное печенье «Отелло», выпуск которого начал в 2012 году Сергей Акульчев, владелец кондитерского производства и сети магазинов, стало поводом для судебного иска. А подал его московский кондитерский комбинат «Черемушки», который на десять лет раньше предпринимателя из Татарстана начал производство шоколадных тортов, названных в честь ревнивого темнокожего военачальника. Более того, регистрация товарного знака, закрепляющая приоритет использования названия «Отелло» за кондитерской продукцией, состоялась тогда же по всем правилам.

Что и дало основание потребовать от конкурента сначала уничтожения спорного товара, а затем выплаты солидной компенсации и опубликования в периодическом издании сведений о решении суда по данному иску. Впрочем, из заявленных 10 миллионов рублей, производителю печенья надлежит выплатить только 650 тысяч.

Основанием послужили положения статей Гражданского кодекса, где говорится о незаконности использования чужого зарегистрированного товарного знака для однородных товаров. Критерием однородности, по мнению юристов, служит совпадение производителей, каналов сбыта и потребителей продукции, которые у такой продукции как торты и печенье, несомненно, общие. Поэтому позицию истца эксперты считают логически и юридически правильной.

С чем не согласен ответчик. По его мнению, не только товары являются разнородными, но и их оформление не даст покупателям возможности перепутать московский торт с татарстанским печеньем. А выбор названия связан с внешним видом продукции. Ассоциации вызваны шоколадом, который своим цветом навевает воспоминания о шекспировской трагедии и ее персонажах.

Как считают эксперты, риск получения вызова в суд по подобному поводу, есть у любого производителя товаров или услуг, который не воспользовался своим правом на регистрацию товарного знака. Поскольку правообладатель получает защиту своих средств индивидуализации в силу закона, то ни ссылки на длительное использование, ни разница в рецептах, ни отсылки к ГОСТ, не смогут убедительно доказать добросовестность намерений. Решение будет вынесено в пользу того, чье право подтверждено документально.

Избежать подобного конфуза можно, если, не зарегистрировав, то хотя бы проверив планируемое наименование по информационной базе Роспатента. Это позволит заранее узнать о возможных конкурентах. Но и тогда нет гарантии, что кто-либо в дальнейшем не займет эту нишу и не заявит о нарушении своих прав.

Понравилась статья ? Поделитесь ссылкой с друзьями!