Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Развитие бизнеса >Как и для чего учитывать в работе экономические показатели деятельности предприятия

Как и для чего учитывать в работе экономические показатели деятельности предприятия

27.09.2022
3 283
Время чтения: 11 минут
Сохранить статью:
Экономические показатели деятельности предприятия

Зачем это нужно? Руководители предприятия обычно управляют бизнесом своим способом. Кто-то полагается на интуицию и решает проблемы деньгами, кто-то использует заемные средства и не всегда успешно. Грамотное управление предполагает умение использовать экономические показатели деятельности предприятия. Это помогает эффективно планировать бюджет компании, расходы, рассчитывать ее дальнейшие шаги.

Как это сделать? Финансовый анализ предприятия – очень трудоемкое занятие, в котором задействовано большое количество показателей. С их помощью оцениваются эффективность работы, платежеспособность и другие факты деятельности организации. Но в большинстве случаев нет смысла использовать все существующие показатели деятельности, достаточно выделить ключевые. Как это сделать, как делать выводы о работе предприятия, анализируя их динамику, как правильно проводить мониторинг, мы расскажем в нашей статье.

Суть экономических показателей деятельности предприятия

Одним из основных экономических показателей, позволяющих оценить результаты деятельности организации, является ключевой показатель эффективности (Key Performance Indicators – KPI). Он представляет собой количественный индикатор, показывающий уровень фактически достигнутых результатов. Опираясь на полученные данные, можно оперативно корректировать бизнес-процессы, определять перспективные направления деятельности, улучшать качество продукции, стимулировать активность персонала и т. д.

Суть экономических показателей деятельности предприятия

KPI применяется в работе всех подразделений компании. Для экономистов он требуется при определении уровня платежеспособности контрагентов и финансовой устойчивости предприятия. Маркетологи с его помощью анализируют качество реализуемых рекламных проектов и оценивают состояние потребительского рынка. Для руководителей ключевые показатели эффективности являются важными ориентирами, при разработке стратегических планов и модернизации бизнес-процессов.

Поскольку каждое подразделение компании работает над реализацией собственных задач, существует большое количество разновидностей KPI. Среди них можно назвать показатели рентабельности, прибыльности, отдачи от реализации определенных проектов, производительности труда и т. д. Какие-то из них используются в целях анализа, а какие-то необходимы в процессе планирования. В зависимости от вида показателя они могут быть представлены в денежных единицах, процентах или числовых значениях.

В бизнесе в качестве KPI применяют такие основные экономические показатели деятельности предприятия, как:

  • чистая прибыль;
  • себестоимость продукции;
  • уровень рентабельности;
  • величины постоянных и переменных издержек и т. д.


Объемы продаж являются основными показателями успешной работы в сфере менеджмента, а ликвидность и полученная маржа – показатели, которыми руководствуются финансисты.

Важность учета экономических показателей деятельности предприятия

Процесс подведения годовых итогов работы предприятия не должен сводиться к схеме традиционной процедуры, в ходе которой сопоставляются запланированные и фактические показатели, анализируются финансовые коэффициенты и оценивается динамика последних лет. Очень важно уделить внимание эффективности, достигнутой в ходе реализации бизнес-процессов, обеспечивших получение итоговых результатов годовой деятельности.

Важность учета экономических показателей деятельности предприятия

Например, ваша годовая прибыль возросла. Основанием для этого стали продажи товаров по более низким ценам либо предоставление скидок покупателям. При этом увеличились коммерческие затраты и выросли объемы средств, выделяемых на логистику.

В целом это может отрицательно сказаться на рентабельности бизнеса. Соответственно, предприятие утратит свои конкурентные преимущества, и спустя некоторое время доля его присутствия на рынке уменьшится.

Для того чтобы сохранить свое положение на рынке, необходимо в нужный момент увидеть возможные угрозы. Определить причины снижения эффективности можно только в процессе подведения итогов работы предприятия за год.

Виды экономических показателей предприятия

Для оценки успешности работы компании могут применяться как частные, так и обобщающие ключевые экономические показатели эффективности деятельности предприятия.

Виды экономических показателей предприятия

С помощью частных показателей определяется:

  • эффективность применения каждого имеющегося у компании ресурса;
  • результативность реализации каждого произведенного продукта.

С помощью обобщающих показателей оценивают:

  • совокупную эффективность ресурсов и продукции;
  • результативность деятельности бизнеса в целом.

Порядок оценки эффективности предприятия

Анализ экономических показателей деятельности предприятия, позволяющий оценить эффективность работы компании, проводится в несколько этапов:

Этап 1

Вычисление и оценка общих показателей рентабельности, характеризующих эффективность производственной деятельности:

  • Показатель рентабельности бизнеса дает понимание того, являются ли организованные на предприятии бизнес-процессы прибыльными:

Рентабельность деятельности компании = чистая прибыль компании / доход, полученный в результате реализации произведенного продукта, × 100%.

  • Показатель рентабельности продаж показывает соотношение прибыли с выручкой от продаж:

Рентабельность продаж = полученная прибыль / доход, полученный в результате реализации произведенного продукта, × 100%.

  • Показатель рентабельности продукции дает оценку эффективности, возникающей в результате реализации произведенной продукции:

Рентабельность продукции = прибыль, полученная в процесс реализации, / себестоимость проданной продукции × 100%.

Этап 2

Выяснение и оценка общих показателей рентабельности, отражающих эффективность использования ресурсов компании:

  • Показатель рентабельности оборотных активов позволяет оценить, насколько эффективно осваивается оборотный капитал компании:

Рентабельность оборотных активов = чистая прибыль / средний показатель стоимости оборотных активов × 100%.

  • Показатель рентабельности внеоборотных активов позволяет оценить, насколько эффективно осваиваются внеоборотные активы компании:

Рентабельность внеоборотных активов = чистая прибыль / средний показатель стоимости внеоборотных активов × 100%.

  • Показатель рентабельности собственного капитала дает представление об эффективности использования компанией принадлежащего ей капитала:

Рентабельность собственного капитала компании = величина чистой прибыли / средняя величина собственного капитала компании × 100%.

  • Показатель рентабельности инвестированного капитала показывает отдачу, которая была получена в результате внешних финансовых вливаний в бизнес:

Рентабельность инвестированного капитала = величина чистой прибыли компании / (среднее значение величины собственного капитала + среднее значение величины долгосрочных обязательств компании) × 100%.

  • Показатель рентабельности заемного капитала показывает, насколько эффективным оказалось привлечение заемного капитала:

Рентабельность заемного капитала компании = величина чистой прибыли / среднее значение величины заемного капитала × 100%.

Порядок оценки эффективности предприятия

Этап 3

Факторный анализ показателей рентабельности. Отмечаются несовпадения значений отчетного периода с плановыми значениями. Сопоставляются текущие и предыдущие результаты деятельности. Изучаются причины, оказавшие влияние на изменение прибыльности.

Этап 4

Определяются и анализируются частные показатели эффективности, отражающие конкретные направления работы компании. В качестве показателей выбирают:

  • объем издержек, приходящихся на выпуск единицы продукции;
  • производительность труда одного сотрудника;
  • удельный вес отдельных статей затрат в себестоимости продукции и др.

Главными экономическими показателями эффективности деятельности предприятия являются:

  • общая эффективность;
  • эффективность трудовых ресурсов;
  • эффективность производственных фондов;
  • финансовая эффективность.

Процесс оценки экономической активности компании реализуется в ходе следующих этапов:

  1. Вычисляются общие показатели рентабельности бизнеса и результаты заявленной экономической активности.
  2. Изучаются данные о степени эффективности использования ресурсов.
  3. Осуществляется факторный анализ ключевых позиций и устанавливается причина выхода за заданные нормативные рамки.
  4. Изучаются частные аспекты эффективности.

Выбор критериев зависит от стадии развития, на которой в данный момент находится компания.

Выбор экономических показателей для оценки деятельности предприятия

Выбор показателя зависит от того, что именно вы хотите оценить. В качестве критериев отбора следует ориентироваться на то, можно ли будет с помощью него:

  • произвести количественные или качественные измерения;
  • осуществить привязку ко времени, например, увидеть динамику на протяжении нескольких периодов;
  • увидеть конкретные результаты расчетов;
  • получить точные данные.

Выбор экономических показателей для оценки деятельности предприятия

С точки зрения времени можно применить в процессе анализа эффективности запаздывающие KPI, с помощью которых оцениваются уже полученные результаты деятельности за выбранный период, и оперативные – позволяющие корректировать бизнес-процессы в текущем моменте.

Приведем несколько примеров KPI из разных экономических сфер:

Сфера деятельности Ключевые показатели эффективности
Производственный процесс
  • Производительность задействованных в процессе производства мощностей.
  • Расходы сырья и материалов.
  • Объемы незавершенного производства.
  • Коэффициент оборачиваемости активов.
  • Количество готовой продукции.
  • Объем запасов.
  • Показатели, отражающие итоги работы производства, и т. д.
Процесс продаж
  • Количество продаж.
  • Соотношение стоимости продаж к их объему.
  • Средний чек.
  • Число повторных покупок.
  • Коэффициент конверсии.
  • Темпы прироста покупателей.
  • Количество постоянных клиентов.
  • Число заказов.
  • Продолжительность цикла продаж.
  • Наличие положительных отзывов о качестве продаж.
Организация работы персонала
  • Производительность труда работников.
  • Нормы выработки.
  • Соблюдение правил внутреннего распорядка.
  • Наличие положительных отзывов о работе сотрудника.
  • Уровень личных достижений и место в рейтинге.
  • Поощрения и премирование.

Для того чтобы понять, правильно ли вы выбрали показатели для реализации поставленных задач и помогут ли они сопоставить полученные результаты с заявленными, необходимо определиться со следующими моментами:

  • Что конкретно вы хотите получить в результате и какие цели преследуете?
  • Достаточно ли у вас данных для анализа и оценки ключевых экономических показателей деятельности предприятия?
  • Существует ли возможность улучшить результаты расчета показателей?
  • Для кого предназначается эта информация?

Для того чтобы процесс выбора KPI был сопряжен с наименьшими трудностями и не оказался безрезультатным, необходимо обеспечить оперативный и качественный сбор актуальных на данный момент данных. Польза, которую вы сможете получить от использования результатов расчета ключевых показателей эффективности, будет зависеть от степени достоверности исходной информации.

Выбор экономических показателей для оценки деятельности предприятия

Осуществлять мониторинг KPI необходимо четко в соответствии с установленными периодами. Это обязательное условие для того, чтобы компания понимала, насколько результаты ее текущей деятельности соответствуют поставленным целям. Наличие качественного мониторинга обеспечивает возможности для эффективного управления бизнесом и целенаправленного движения к запланированным результатам.

Грамотный анализ ключевых экономических показателей эффективности деятельности предприятия способен повлиять на повышение результатов работы любых подразделений и любого бизнеса. Он может указать на необходимость расширения производства или освоения дополнительных рынков сбыта, повлиять на технологические процессы и объемы закупок оборудования и т. д.

Поэтому внедрение системы KPI является сложным, но эффективным методом, позволяющим контролировать и видоизменять происходящие в компании процессы, формировать представление о том, насколько успешной она является.

Понравилась статья? Поделитесь: