Главная> Развитие бизнеса >Методы конкурентной борьбы: как выбрать оптимальный

Методы конкурентной борьбы: как выбрать оптимальный

03.02.2023
2 713
Время чтения: 16 минут
Сохранить статью:
Методы конкурентной борьбы

Зачем нужны? Методы конкурентной борьбы призваны дать компании преимущество перед остальными участниками рынка. Есть разные способы добиться этого, включая и те, которые идут вразрез с текущим законодательством.

Какие бывают? Выделяют три категории методов: ценовые, неценовые и недобросовестные. Несмотря на то, что управление ценой выглядит как естественный и желанный способ подавить конкуренцию, к нему прибегают либо очень крупные, либо очень мелкие фирмы. Основа эффективной борьбы – применение неценовых методов.

Задачи конкурентной борьбы

С помощью конкуренции можно определить востребованность тех или иных товаров на рынке. Те предприниматели, которые думают, что в случае отсутствия конкурентов их бизнесу обеспечен успех, глубоко заблуждаются. Это свидетельствует о том, что покупатель просто еще не созрел для предложения.

Задачи конкурентной борьбы

Рынок с высокой конкуренцией стимулирует владельцев бизнеса работать, опираясь на цифры. Поэтому, для понимания реальности планируемой деятельности компании, рекомендуется построить ее финансовую модель. Может случиться так, что открытие небольшого продуктового магазина будет лишено всякого смысла, если вокруг будут располагаться несколько крупных сетевых супермаркетов.

Успех может прийти к этой идее только в том случае, если небольшой магазин будет владеть каким-либо конкурентным преимуществом. Например, его время работы будет круглосуточным и в наличии будет бар, где алкоголь можно будет купить в ночное время.

Успех многих предпринимателей строится именно на наличии конкуренции. Из-за нее им приходится постоянно осуществлять процессы улучшения и совершенствования предложений для клиентов. В противном случае они просто развернутся и уйдут к другим компаниям.

Ценовые методы конкурентной борьбы

Одним из приемов методов конкурентной борьбы является ценовая политика, которая направлена на снижение стоимости товаров или услуг. Широко распространен такой выход на рынок, при котором сначала потребитель привлекается за счет низкой цены. Впоследствии, когда основная масса покупателей перешла от конкурентов к вам, можно постепенно поднимать стоимость продукции до среднерыночных значений, тем самым компенсируя то, что было потрачено ранее. Помимо такого подхода, сюда относится и снижение производственных затрат. Их еще называют – затраты на себестоимость.

Это является основным принципом окупаемости любого бизнеса, независимо от сфер деятельности. Ценовые методы конкурентной борьбы на рынках основаны на последовательном уменьшении затрат на производство за счет оптимизации производственного процесса, применения новых технологий и оборудования, и т.д.

В настоящий момент снижение затрат не считается лучшим выбором в конкурентной борьбе. Этот метод наиболее эффективен, если его применяют небольшие фирмы, у которых не хватает сил и ресурсов на конкуренцию с использованием неценовых методов. Но из всякого правила есть исключения, поэтому на практике можно встретить ситуации, при которых использование ценовых методов ведения конкурентной борьбы носит оправданный характер. Примером может служить попытка крупной компании выйти на рынки с новой продукцией, или если образовалась кризисная ситуация в отделе сбыта и т.д.

Из положительных моментов таких методов стоит отметить их социальную направленность. Так, установление разной стоимости для отдельных категорий потребителей позволяет фирме получать стабильную прибыль, при этом все потребности всех покупателей, независимо от их уровня, удовлетворены.

Ценовые методы конкурентной борьбы

Из негативных моментов стоит отметить высокую текучесть клиентской базы. Например, те покупатели, которые пришли к вам исключительно за счет более низкой цены на вашу продукцию, также легко уйдут к конкуренту, если у него будет более лояльная ценовая политика.

Неценовые методы конкурентной борьбы

Такие способы увеличения конкурентоспособности подразумевают применение широкого спектра действий с разливными инструментами. Сюда можно отнести повышение качества работы маркетинговых служб, повышение потребительских свойств продукции, увеличение гарантийного срока и т.д.

Современные реалии показывают, что на текущий момент неценовые методы конкурентной борьбы намного эффективнее и результативнее. Это заключается в том, что в силу менталитета наши соотечественники, в основном, воспринимают низкую цену или ее временное снижение, как признак ухудшения качественных свойств товара, снижение статуса владельца (например, при покупке сотового телефона на распродаже). Поэтому снижение стоимости иногда может снизить поток потенциальных покупателей.

Ниже перечислены основные методы неценовой конкурентной борьбы.

  • Узнаваемость бренда

Самым эффективным способом повышения конкурентоспособных качеств является создание узнаваемой потребителем продукции. Все знают названия брендов в различных отраслях, которые не нуждаются в рекламе и имеют постоянный устойчивый спрос. Сюда относятся автомобили, одежда, обувь, электроника, пищевые продукты, напитки и т.д.

Такой метод ведения конкурентной борьбы позволяет достичь сразу две цели – сохранить позиционирование компании на рынке и сдерживать появление и развитие новых фирм-конкурентов. Так покупатели могут никогда не узнать, что возможно продукция новой компании была бы на порядок лучше, по причине недоверия к качеству нового товара.

  • Качество

Какой бы ни была узнаваемость бренда, без должного качества продукции бизнес обречен на провал. Если у конкурента качество товара в разы выше, то основная масса покупателей пойдет туда, даже при его более высокой стоимости. Узнаваемость товара имеет две стороны, одна из которых положительная, а вторая – отрицательная.

Так, если для товара характерны плохие потребительские качества, то не только сбыт будет нулевым, но и с помощью «сарафанного радио» все узнают, что его не стоит покупать. Качественный товар должен не только соответствовать всем нормам и стандартам, но и удовлетворять ожидания потенциального потребителя. Если клиент приобрел вашу продукцию, и вы посредством обратной связи узнали, что он чем-то недоволен, то нужно усовершенствовать или модернизировать товар.

Неценовые методы конкурентной борьбы

  • Сервис и обслуживание

Одним из методов конкурентной борьбы организации может стать техническое сопровождение реализованного товара.  Особенно это актуально для технически сложной продукции, такой как автомобили, компьютерная техника, смартфоны, электроника и т.д. Поддержка может осуществляться в различных направлениях. Например, организация станций технического обслуживания, точек по ремонту товара, дистанционная консультация, возможность организации ремонта или настройки на дому.

  • Престиж

Узнаваемость бренда является хорошим преимуществом в конкурентной борьбе. Престиж – это следствие узнаваемости. Ведь основная масса людей предпочитает пользоваться продукцией, которая имеет богатую историю и известна во всем мире, независимо от того, автомобиль это или небольшая баночка с напитком. Некоторые покупатели предпочитают даже переплатить, лишь бы покупаемая вещь была статусной. Для придания этого качества товару службы маркетинга проводят различные мероприятия и использованием разнообразных инструментов позиционирования.

  • Реклама

Методы конкурентной борьбы невозможно представить без наличия большой инструментальной базы. Одним из таких сильных инструментов является реклама. Для современной экономики характерны широкие рамки маркетинговой деятельности. С развитием технологий развивается и реклама.

Теперь эта деятельность не ограничивается объявлениями в прессе или на рекламных щитах, радио и телевидении. Практически нет ни одной компании, которая не продвигала бы свою продукцию с помощью интернета и социальных сетей. Так происходит привлечение целевой аудитории, которой вполне вероятно подойдет ваше предложение.

  • Продление срока службы товара

Нередко можно услышать жалобы потребителей на то, что новая техника работает не так долго, как собранная при советских временах. Особенно это касается электроники и бытовой техники, а также некоторых видов одежды. В этом свете конкурентным преимуществом будет улучшение качественных характеристик выпускаемого товара или увеличение его гарантийного срока. Важно, чтобы покупатель почувствовал на себе заботу и хорошее отношение, что является залогом того, что он вернется к вам снова и снова.

Недобросовестные методы конкурентной борьбы

Далеко не все компании используют честную конкуренцию. Недобросовестные методы позволяют извлекать дополнительные выгоды с применением любых действий, которые нарушают действующее российское право, принципы и нормы делового оборота, порядочности, разумности и могут привести к потерям (материальным и нематериальным) других участников рыночных отношений.

Ниже перечислены основные виды конкурентной борьбы недобросовестного характера.

  • Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить вред деловой репутации экономическому субъекту.

К распространению фиктивных данных относится официальное освещение фактов или событий, которые не происходили в реальности. К недобросовестной конкуренции относятся и попытки повысить имидж компании с помощью публикации искаженной информации, указания известных и раскрученных фирм, знаменитых людей в качестве своих клиентов или партнеров.

Недобросовестные методы конкурентной борьбы

  • Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с продукцией, выпускаемой (продаваемой) другими компаниями.

По статистике, целью акций подобного характера является дискредитация конкурента и его продукции. Неправильное сравнение может привести к созданию у покупателей устойчивого восприятия конкретного поведения, как единственно верного. Например, приобретение товара только одного бренда. Юридические и фактические аргументы для формирования такого действия покупателей отсутствуют. Все это приводит к печальным последствиям для конкурентов и покупателей, которых пытаются лишить права широкого выбора товара.

  • Введение в заблуждение относительно места, вида и способа изготовления товара, его количества и качества, потребительских свойств и даже самого производителя.

Большинство компаний, выпуская обычную продукцию, указывают, что при ее производстве применялись уникальные технологии, которых больше нет ни у кого. Еще встречаются ситуации, когда на сайте производителя публикуется информация, в рамках презентации, что товар конкурента имеет хуже качество, чем продукция, произведенная по-новому.

  • Продажа, обмен или иное введение в оборот товара

Данные действия также являются одним из видов недобросовестной конкуренции, если для этого применяется неправомерное использование интеллектуальной собственности или аналогичных средств персонализации юридического лица, индивидуализации продукции.

Зарубежная антимонопольная практика называет такие действия «проехать зайцем». Очень часто предприниматели или организации применяют для своей раскрутки известность популярного бренда, что дает им некоторые преимущества над конкурентами.

В результате происходит регистрация названия фирмы с использованием части названия какой-либо популярной фирмы. Также можно применять для своего товара фирменную упаковку раскрученного бренда.

  • Незаконное получение, использование, разглашение информации, которая является служебной, коммерческой или иного рода тайной, охраняемой законом.

Согласно действующему законодательству, коммерческая тайна является конфиденциальной информацией. Благодаря этой информации владелец бизнеса при стечении определенных обстоятельств может увеличить прибыль своей компании, удержать долю рынка, избежать дополнительных издержек и т.д.

К коммерческой тайне относится любая информация технического, производственного, экономического, организационного и иного характера.

Недобросовестные методы конкурентной борьбы

В конкурентной борьбе это средство используется частично, так как очень сложно расследовать дела о неправомерном получении, применении и разглашении оберегаемой законом информации.

  • Использование исключительного права для средств индивидуализации юридического лица, работ, продукции, услуг.

Самым распространенным способом недобросовестной конкуренции является осуществление продажи своего товара под видом фирменной продукции бренда, который хорошо раскручен и узнаваем потребителем.

Кроме вышеперечисленных методов, к недобросовестным приемам конкурентной борьбы относятся:

  • Использование специальной ценовой политики, для которой приоритетом является ликвидация конкурентов путем установления демпинговых цен на товары на порядок ниже рыночных.
  • Применение мер силового характера. Как правило, это уголовно наказуемые действия, целью которых является запугивание конкурентов путем демонстрации силы, физического устранения, шантажа, киднэппинга и т.д. Также сюда относится привлечение силовых структур для проведения фиктивного расследования якобы неправомерной деятельности конкурентов.
  • Незаконное присвоение собственности интеллектуального характера путем промышленного шпионажа и иным методом с целью сокращения расходов на освоение новой продукции.
  • Организация неформального сговора конкурентов против покупателей или третьих лиц.
  • Нечестная конкуренция, касающаяся торговли на бирже и соперничества за владение контрольным пакетом акций организации.
  • Нечестный отъем рынков сбыта у конкурентов, а также лишение возможностей закупки сырья ими.
  • Объявление бойкота или склонение к нему по отношению к товарам конкурентов.

Современные рыночные отношения не могут полноценно существовать без конкуренции, которая может принимать разнообразные формы. Методы конкурентной борьбы тоже разные и зависят от отрасли или сферы, в которой работает компания. Они имеют свойство постоянно совершенствоваться, поэтому организации и предприятия должны постоянно подстраиваться под происходящие внешние изменения.

Некоторые отрасли идут по совершенной конкуренции, которая зависит от факторов экономического, политического, технического и социального характера.  Другие идут по направлению монополии или олигополии. Главной задачей хозяйствующих субъектов является вовремя увидеть и осознать надвигающиеся изменения, а затем и подстроиться под них.

Понравилась статья? Поделитесь: