Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Развитие бизнеса >Операционная деятельность компании: понятие, виды, анализ

Операционная деятельность компании: понятие, виды, анализ

12.12.2022
2 938
Время чтения: 15 минут
Сохранить статью:
Операционная деятельность компании

Что это такое? Операционная деятельность компании – любая активность, непосредственно связанная с целью создания бизнеса. Для производственного предприятия это изготовление продукции, для сервисного – оказание услуг и т.д.

Как осуществлять? Совокупность бизнес-процессов, относящихся к ОД компании, периодически анализируется. Это необходимо для выявления слабых мест, повышения эффективности бизнеса, роста прибыли.

Суть операционной деятельности компании

Операционная деятельность компании включает в себя те направления, которые являлись целевыми при ее создании. Например, строительная фирма может попутно оказывать риэлторские услуги, однако операционной деятельностью для нее будет именно строительство. Каждый предприниматель должен отслеживать изменения в той нише рынка, которую он занимает, чтобы соответствовать новым трендам и добиваться успеха.


Если сравнить операционную деятельность с инвестиционной и финансовой, то последние две следует расценивать как обеспечительные. Они подчинены задаче создать необходимые условия для операционной деятельности, однако не будут составлять ее содержание. Инвестиции и финансы привлекаются в той мере, в какой они нужны для нормального функционирования основных бизнес-процессов.

Суть операционной деятельности компании

Операционная деятельность имеет несколько отличительных признаков:

  • Основной элемент хозяйственной деятельности. На нее приходится львиная доля расходов и основная часть дохода компании.
  • Получает наибольшее внимание руководства. Остальные направления не заменяют, а только дополняют операционную деятельность.
  • Показатели операционной деятельности компаниислужат основанием для оценки состояния жизненного цикла предприятия.
  • Экономические операции, протекающие в рамках операционной деятельности, происходят систематически.
  • Наибольшая трудоемкость по сравнению с иными направлениями деятельности.

Можно считать, что операционная деятельность включает любые направления, кроме финансирования и инвестирования, которые позволяют извлечь прибыль.

Виды операционной деятельности компании

Наглядное представление о содержании операционной деятельности предприятия позволяет получить выписка из ЕГРЮЛ. В ней есть специальные разделы: основные и дополнительные виды деятельности. Направления, которые в них не включены, следует относить к финансовым либо инвестиционным.

Очевидно, что отнесение той или иной деятельности к операционной зависит не от ее содержания, а от специфики работы компании. Так, предоставление займа для банка является основным направлением, а для строительного треста – финансовой деятельностью. Аналогичным образом, возведение объекта недвижимости будет операционной текущей деятельностью для строительной компании и финансовой – для кредитного учреждения.

Операционная деятельность определяет значимость тех или иных ресурсов для предприятия. Для строительства таковыми являются материальные ресурсы, для предприятия обслуживания – персонал, для банковской организации – финансы.

Задачи операционной деятельности компании

Ключевой задачей, которую решает операционная деятельность предприятия, является обеспечение устойчивого экономического положения компании и получение ею дохода. Для этого определяют основные проблемы и цели, связанные с соответствующим направлением работы.

Приведем пример. Вы организуете компанию, представляющую услуги в сфере грузоперевозок.

В этом случае к операционной деятельности будут относиться следующие направления:

  • аренда административного помещения;
  • маркетинг, направленный на продвижение услуг компании;
  • прибыль от заключенных договоров;
  • платежи по ЖКХ, услуги связи;
  • комиссия банка за ведение счета, открытого для организации.

Теперь разберем, что не входит в операционную деятельность компании:

  • ремонт офиса;
  • разработка официального приложения и др.

Операционная деятельность составляет основное содержание работы любого предприятия.

К организации операционной деятельности компании будут относиться операции с денежными средствами, которые ранее были вложены в ее создание и развитие. Финансовые ресурсы, которые размещены в виде инвестиций, уже относятся к финансовому и инвестиционному направлениям.

Значение операционной деятельности можно охарактеризовать следующим образом. Если она стабильна, то проблемы в финансовой и инвестиционной сфере не будут иметь решающего влияния. Если же основная деятельность не приносит результата, то даже при широких финансовых и инвестиционных возможностях само существование компании может оказаться под угрозой.

Затраты, которые несет компания в ходе производственного цикла, будь то промышленная продукция или услуги, относятся к операционным.

Производственный цикл в операционной деятельности предприятия

Период времени, в течение которого материальные ресурсы, используемые компанией, проходят всю произведённую цепочку, именуется производственным циклом. То есть это интервал времени от поступления ресурсов в распоряжение компании до выпуска готовой к продаже продукции. Это показатель очень важен для оценки состояния компании и планирования стратегических мероприятий.

Производственный цикл в операционной деятельности предприятия

Будучи величиной, имеющей отношение ко времени соответствующих операций, производственный цикл характеризуется, прежде всего, длительностью. Она определяется тремя составляющими: технологическая, экономическая, организационная.

Сюда можно отнести производительность станков, качество сырья и его потребность в обработке (технологический элемент), способность предприятия привлечь дополнительные финансовые ресурсы для его закупки при увеличении объема продукции (экономический элемент), взаимодействие между работниками разных цехов, выполняющих ту или иную производственную операцию (организационный элемент).

Чем короче производственный цикл, тем больший объем капитала образуется по его завершении.

Зная длительность производственного цикла, можно спланировать поставки, объем выпускаемой продукции за единицу времени. Это создает основу для установления торговых отношений с контрагентами.

Существует такое понятие, как производственная мощность. Она отражает, какой объем продукции может быть произведен предприятием за заданный временной интервал. Мощность тем больше, чем короче производственный цикл. В этой связи любой собственник бизнеса заинтересован в том, чтобы свести длительность такого цикла к минимуму.

Ресурсы – это ценности различного рода, которые непосредственно обеспечивают возможность производства. Обеспеченность ими бывает нескольких видов:

  • Дефицитные. В этом случае ресурсов недостаточно для достижения целевых показателей производственной деятельности (нехватка сырья, низкая квалификация работников и др.).
  • Ограниченные. Объем имеющихся ресурсов равнозначен потребностям предприятия для производства заданного количества продукции, но требует контроля. Перебои в снабжении ресурсами могут быстро сделать их дефицитными.
  • Избыточные. Обеспеченность ресурсами превышает объем, объективно необходимый для работы предприятия. Может сопровождаться как затовариванием, то есть избыточным производством, так и простоем, поскольку на продукцию может не быть достаточного спроса.

Этапы операционной деятельности компании

Для целей оценки имеющихся и необходимых финансовых ресурсов операционную деятельность компании делят на несколько этапов.

На первом этапе производится анализ объема имеющихся в наличии материальных ресурсов, оцениваются данные бухгалтерской отчётности, сведения о доходах и расходах, зафиксированных по итогам предыдущих периодов.

Второй этап включает в себя оценку необходимости в модернизации и связанных с этих расходов. Уточняются значения, полученные на первом этапе, подсчитывается очищенная прибыль.

Заключительный этап включает руководство проведением организационных мероприятий, необходимых для реализации производственного цикла.

Анализ операционной деятельности компании

В экономике используется такой инструмент, как операционный анализ. Он призван для осуществления контроля основной деятельности копании. Смысл его в том, чтобы соотнести необходимые расходы с требуемым объемом выпущенной продукции, а также корректно оценить необходимые расходы и получаемые в результате доходы.

Разберем основные показатели, которые входят в содержание операционной деятельности.

Величина Значение
Коэффициент операционных активов Отражает соотношение между операционными активами и общими активами предприятия. Позволяет оценить, какой объем активов можно исключить без ущерба для работы компании.
Коэффициент прибыли на одного работника Отражает соотношение между операционной прибылью и количеством сотрудников, занятых в основной деятельности. Позволяет оценить, какова эффективность каждого сотрудника в отдельности в денежном выражении, то есть сколько прибыли номинально приносит каждый работник. Такой расчёт особенно актуален для тех сфер, в которых доходность напрямую зависит от качества работы каждого специалиста.
Длительность операционного цикла Показывает, какой временной интервал требуется с момента поступления в производство сырья до оплаты готовой продукции клиентом. Рассчитывается как сумма периода обращения запасов и дебиторской задолженности. Чем этот интервал меньше, тем быстрее предприятие сможет получить доход от своих затрат.
Рентабельность производства Отражает, какую прибыль приносит каждый рубль вложений в производство продукции. Считается как соотношение между операционной прибылью и среднегодовым объемом основных фондов и оборотных средств.

Для выполнения анализа потребуются следующие данные:

  • Величина оборотных средств предприятия.
  • Мобилизационные возможности.
  • Способы повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
  • Предпочтительный вариант оптимизации: приобретение оборудования или его аренда.
  • Возможности реализации товара по цене ниже себестоимости в отдельные периоды.
  • Влияние увеличения объемов продаж на прибыльность и характер такого влияния.

Анализ позволяет оптимизировать использование имеющихся ресурсов. Затраты на операционную деятельность компаниибывают нескольких видов.

  • Переменные затраты. Сюда включаются расходы на приобретение сырья, заработная плата сотрудникам, реализационные расходы. Уменьшение этих затрат позволяет увеличить прибыль.
  • Постоянные затраты. Включают в себя коммунальные платежи, техническое обслуживание оборудования, его износ, оплата труда управляющего персонала.
  • Прямые затраты. Образуются при непосредственном производстве продукции.
  • Непрямые расходы. К ним относятся расходы на зарплату сотрудников, не участвующих напрямую в операционной деятельности (уборщики, дворники и т.п.), приобретение ресурсов для обеспечения побочной деятельности компании.

Кроме того, расходы могут быть релевантными, отражая выполнение тех или иных управленческих решений, и нерелевантными, которые характеризуют производственную мощность.

Следующая классификация различает поступающие финансовые ресурсы и расходную часть баланса. К поступлениям относят:

  • Доходы от продажи товаров и услуг, сервисного обслуживания.
  • Доходы от взыскания дебиторской задолженности, судебных дел.
  • Платежи от контрагентов за использование имущества компании (например, аренда за землю).
  • Плата в рамках заключённых договоров.

К расходам относят несколько позиций:

  • Оплата труда работников.
  • Оплата за поставленные материалы, иное сырье, а также приобретённые товары.

Анализ операционной деятельности компании

Предприятие обязано уведомлять контролирующие органы о том, как израсходованы средства, вырученные в ходе управления операционной деятельностью компании. Соответствующие сведения размещаются в МСФО № 7 (МСФО – международный стандарт финансовой отчётности). Также специальные формы существуют для отчетов о результатах инвестиционной и финансовой деятельности.

Операционная деятельность компании направлена на систематическое извлечение дохода. Если она выстроена неправильно, то под угрозой могут оказаться не только финансовые показатели, но и само существование компании.

Понравилась статья? Поделитесь:
Читайте также