Что это такое? Партнерское соглашение описывает условия сотрудничества сторон и заключается обычно в рамках ведения коммерческой деятельности. Подписать такое соглашение могут как физические, так и юридические лица.
Что учесть? Так как у партнерского соглашения нет обязательной формы, то оно заключается в «простом» виде без юридических сложностей. Прописать необходимо все значимые положения, однако сделать это стоит лаконично и понятно, чтобы не было недопонимания.
В этой статье:
Суть партнерского соглашения
Партнерское соглашение – это договор о простом товариществе, где две стороны отмечают будущие свои договоренности. Такой документ может содержать различные признаки: о сотрудничестве или товариществе, о намерениях. Партнерский договор, его еще называют «партнерский контракт», могут подписывать как физические лица между собой, так и юридические, а также индивидуальные предприниматели. Связи с партнерами могут выглядеть так:
- юридическое лицо с физическим,
- физическое лицо с юридическим,
- физическое лицо с физическим лицом,
- юридическое лицо с ИП и т. д.
Любые соглашения сторон в партнерском договоре можно видоизменять, добавлять, убирать, как детали конструктора. При этом будут учтены интересы обеих сторон. Приведем несколько примеров взаимоотношений сторон: участники договора могут вести совместный бизнес, брать в аренду или сдавать помещения, улучшать условия для бизнес-процессов, объединять вклады, оказывать услуги бартера и многое другое. И это прописывается в договоре. Мало того, у такого контракта нет зависимости от одного вида бизнеса. Подобные взаимоотношения оформляют как факт сотрудничества в рамках действующего законодательства.
В Гражданском кодексе не прописано само определение «партнерский договор», не обозначены условия его оформления, отсутствуют общепринятые нормы, свойственные другим договорам. Стороны ссылаются на п. 2 ст. 421 ГК, который повествует о свободе договора.
Правомерными условиями будут считаться те, о которых договорятся стороны. Единственное важное условие – узаконить их. Но и здесь существуют ограничения. Дело направят в суд, если под маской партнерского соглашения или контракта стороны намеренно сокроют совершение сделки купли-продажи. Все, что касается сделок с денежными знаками, подлежит нормам и правилам. В судебной практике можно встретить переквалификацию партнерского договора в договор конкретного вида.
Поэтому, в статье «Условия» из-за обновленных требований предлагают включать в обязательном порядке причины приостановления договора, освобождения от неустойки и штрафов. Поводом для этого послужили санкции и изменившаяся ситуация в стране и мире.
Пока вас не коснулось ни одно, ни другое – пропишите эти формулировки в ваши условия. Они обязательно защитят вас в случае, если санкции или изменившаяся ситуация станут оказывать существенное влияние на ваши партнерские отношения и сделки.
Польза бизнесу от партнерского соглашения
Когда занимаешься собственным делом волей-неволей возникает ряд отношений не только с партнерами, но и с другими участниками бизнес-процесса. Наиболее часто встречаемые случаи – это совместное владение ценными бумагами активами или долями.
Приведем несколько видов партнерского соглашения:
- Отношения с наемным сотрудником, от работы которого зависит основная прибыль компании.
- Отношения с контрагентом, когда для каждой из сторон важно продолжительное и эффективное взаимодействие.
- Отношения с участниками проекта. Существует цель, достичь которую желательно в очень короткие или ограниченные сроки. Она объединяет людей.
Несмотря на урегулирование бизнес отношений, статистика по устойчивому положению партнеров не столь радужна, как предполагается. Иногда статистика устойчивости партнерств выглядит довольно печально. Социологические исследования, проведенные среди 746 предпринимателей, показали, что существует ряд причин разрыва партнерского соглашения о совместной деятельности:
- разные взгляды на решение различных бизнес процессов;
- халатное отношение к обязанностям;
- не соблюдение условий договоров;
- ложь;
- некомпетентность;
- неприятие сотрудниками
Основной же причиной стала несовместимость партнеров во взглядах. Например, у одного предпринимателя есть существенные аргументы для того, чтобы планировать расширение бизнеса, он стремится к росту и развитию совместного проекта или предприятия, другой, наоборот, инертный и пассивный, его все устраивает. Соответственно, рано или поздно такой союз распадется. И таких примеров тысячи. Поэтому главные вопросы стоит решать в самом начале пути к совместному бизнесу. А результат скрепить подписями в договоре.
Плюсы и минусы партнерского соглашения
Партнерское соглашение физических лиц решает множество спорных вопросов совместной деятельности двух и более партнеров, но не все. Несмотря на то, что такое соглашений выгодно для всех участников дела при распределении должностных обязательств и различного рода задач, существуют недостатки, о которых стоит упомянуть.
Рассмотрим в таблице существующие плюсы и минусы партнерского соглашения
Плюсы | Минусы |
Сложные задачи легче решаются сообща, коллегиально. Таким образом, рождается больше идей и решений для их реализации. | Больше сил и времени тратится на решение общих вопросов, так как приходится собирать всех основных участников партнерского договора. |
Вместе с бизнес-партнером легче противостоять кризисам, сложностям и непредвиденным ситуациям, как внешним, так и внутренним, чем в одиночестве. | Руководящий состав должен быть готов к внутренним конфликтным ситуациям, которые рано или поздно возникают в любом коллективе. Сложности могут быть и среди самих представителей компаний-партнеров. |
К группе компаний гораздо больше уважения со стороны клиентов. Видимая сплоченность и взаимодействие заставляет больше доверять. | Высок уровень ответственности за решения каждого представителя компаний-партнеров как перед своей компанией, так и перед другими взаимодействующими лицами. |
Со стороны кредитных организаций, инвесторов, спонсоров больше лояльности к таким компаниям. | Достаточно много вопросов, требующих контроля: свои собственные показатели, и результаты компании, которая является партнером по договору. |
Существует ряд преимуществ от организации совместной партнерской деятельности:
- В начале пути можно значительно сократить статью расходов.
- Происходит объединение сил, знаний и навыков в ведении бизнеса.
- Оказывается поддержка друг друга, мотивирующая каждую из сторон.
Никто не отменяет рисков, связанных с заключением партнерских соглашений: речь идет о взаимной блокировке. Что это такое и как происходит? Например, равноправные партнеры с одинаковыми финансовыми вложениями в совместный бизнес однажды, в ходе принятия очередного решения, заходят в тупик и могут блокировать деятельность друг друга.
Правила составления партнерского соглашения
При заключении партнерского соглашения стороны должны учесть все нюансы и добиться полного понимания пунктов каждым партнером. Делается это во избежание недомолвок и недопонимании.
Права и обязанности участников также обсуждаются на берегу, на предварительной стадии заключения договора. Существует необходимость взвесить и обдумать все видимые и возможные проблемные ситуации.
Сделка приобретет юридический аспект только после оформления данного договора (соглашения) на бумаге, скрепленного подписями обеих сторон.
Что необходимо обязательно указывать при составлении такого договора?
- Вид деятельности (услуги, продажи, производство) и ее цели (желательно конкретные и измеримые, с отсылкой к временным рамкам).
- В качестве цели совместного сотрудничества использовать законные обстоятельства получения прибыли. Если цель бизнеса кроится в удовлетворении интересов друг друга, либо одной из сторон – договор признается притворной сделкой, и в случае судебного разбирательства повлечет за собой административную или уголовную ответственность ее участников.
- Все денежные вклады, имущество, ценные бумаги и иные составляющие вложений должны быть зафиксированы порядком, временем и соотношением между партнерами.
- Отмечаются и такие нюансы, как внесение партнерами нематериальных благ в общее дело (знаний, репутации, имени, навыков и т.п.)
- Закрепляются правила взаимодействия с внесенными средствами и имуществом в качестве написания прав и обязанностей обеих сторон.
- Распределение функциональных обязанностей каждого участника бизнес-процесса.
- Принимается решения о покрытии расходов, убытков во время совместного бизнеса.
- Важно распределить прибыльную часть, как между партнерами, так и на совместные нужды (оборудование, расходные материалы, оплата услуг). Регламентируйте сроки и порядок получения прибыли.
Главное в составлении партнерского договора – четкость позиций, понятная форма, конкретика, измеримость, временные рамки для достижения результатов. Не стоит дополнять излишествами и перегружать документ.
Решения тупиковых вопросов в рамках партнерского соглашения
Рассмотрим самые распространенные случаи решений при выходе из острых конфликтных ситуаций между партнерами.
Опционы сторон
В случае возникновения кризисной или тупиковой ситуации участниками договора должны быть предусмотрены варианты купли-продажи долей друг другу. Обозначенное право выкупа должно иметь оговоренную стоимость.
Русская рулетка
Один партнер предлагает выкупить долю второго. При его отказе, либо во встречном предложении той же цены, уже первый не вправе отказать. Такое тоже можно прописать в договоре.
Техасская рулетка
Стороны-партнеры описывают каждый свое предложение, но с участием эксперта. Особенность такого разрешения конфликта в том, что эксперт открывает предложения одновременно. Кто предложил большую цену, тот и побеждает. Именно этот партнер и выкупает долю по предложенной им же цене. Все честно.
Ликвидация общества
Можно закрыть ООО и таким образом разрешить конфликт. Статистика показывает, что к такому методу на практике прибегают крайне редко, так как возникает множество сложностей и подводных камней.
В партнерском соглашении (договоре) стороны могут зафиксировать временные рамки, в пределах которых подобные решения тупиковых вопросов не будут применяться. Например, в течение трех лет после оформления совместного предприятия.
Дополнительные сведения, которые имеют место в договоре:
- Мораторий на реализацию, продажу, обмен, залог долей. Указав сроки, участники не совершают подобных действий.
- Ограничить и зафиксировать цену за долю. Например, чтобы не случилось, бизнес друг другу не может быть продан более чем за 30 000 000 рублей.
- Ввести ограничительные меры по распределению прибыли. Первый год – на развитие, второй 50 на 50: развитие и себе, третий год – вся прибыль делится поровну между партнерами.
Данные ограничения отлично работают якорем при решении спорных вопросов между участниками бизнес-процессов.
Не существует единого шаблона партнерского соглашения, благодаря которому любой участник будет чувствовать себя защищенным, а бизнес протекать гладко, мирно и успешно. Партнерство предполагает проведение огромной работы не только по построению бизнеса, но и взаимоотношений, а также работы над собой.
Умение находить компромиссы, выходить достойно и с уважением к партнеру из спорной ситуации – залог успеха. Главное – грамотно продумывать все возможные шаги из тупиковых обстоятельств. Возможно, потребуется помощь корпоративного юриста.