Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Развитие бизнеса >Точка безубыточности: понятие и способ вычисления

Точка безубыточности: понятие и способ вычисления

14.10.2022
495
Время чтения: 17 минут
Сохранить статью:
Точка безубыточности

Что это такое? Точка безубыточности – важный показатель в финансовом анализе. Ее расчет позволяет узнать сроки окупаемости проекта, вычислить оптимальную стоимость реализуемого товара, вовремя обнаружить появление проблем на предприятии.

Как рассчитать? Для определения точки безубыточности нужно сперва выявить значения кое-каких других показателей: цену за единицу товара, объем выручки, размер постоянных и переменных затрат. И все равно, в некоторых случаях без погрешностей не обойдется.

Понятие точки безубыточности

Точка безубыточности — понятие, применяемое для обозначения этапа в развитии компании, когда доходы равны расходам и достигнута самоокупаемость. То есть прибыли еще нет, но пройдя этот порог, можно рассчитывать на дальнейшее ведение бизнеса в плюс. Говоря об этом термине, его измеряют в количестве произведенной продукции (в штуках, единицах веса, числе договоров и т.д.) или в денежном эквиваленте — для этого необходимо применить специальную формулу.

Понятие точки безубыточности

Вы можете встретить и другие обозначения этого экономического явления: точка равновесия, порог рентабельности, точка нулевой прибыли или на английском break even point. Но чаще в англоязычной литературе используют термин CVP Analysis (CVP: cost- volume- profit — затраты-объем-прибыль).

Цели выявления точки безубыточности

Зачем владельцу бизнеса определять значение точки безубыточности? Эта информация пригодится ему при различных расчетах важных для принятия тактических решений.

  1. Устанавливать стоимость для реализации продукции или на услуги, которая будет максимально приемлемой для выхода на рынок и получения дохода.
  2. Рассчитывать гипотетический срок выхода на доходность.
  3. Выявлять недостатки и уязвимые места производства, реализации готовой продукции или факторы, влияющие на снижение качества оказываемых услуг.
  4. Осуществлять регулярный бухгалтерский аудит компании.
  5. Провести аналитику, выявляющую соотношение между ценой товара или услуги, объемом расходов и размером выручки.

Важно помнить, что данные о величине точки безубыточности предприятия в различные периоды и при тех или иных объемах продаж могут заинтересовать покупателя, если вы решите продавать бизнес. Хорошие показатели порога рентабельности нередко становятся одним из самых убедительных факторов при сделке. Эти цифры доказывают, что ваша компания крепко стоит на ногах по многим параметрам и в целом прибыльна, несмотря на сезонные провалы и временные кризисы.

Этапы определения точки безубыточности

Чтобы узнать точку безубыточности, необходимо сделать три важных шага.

  1. Получить достоверные данные о таких важнейших параметрах как объем производства, реализуемой продукции, а также прибыль и потери.
  2. Этапы определения точки безубыточности

  3. Расчет затрат, постоянных и временных, нахождение точки безубыточности и коридора безопасности.
  4. Определение минимально допустимого объема продаж, при котором гарантирована экономическая стабильность компании.

Необходимые показатели для дальнейшего расчета точки безубыточности

При определении точки безубыточности мы учитываем:

  • цену на товар;
  • объем продаж за конкретный период времени;
  • вложенные затраты.

Стоимость единицы товара эквивалентна той сумме, которую производитель выручает при продаже.

Говоря об объеме продаж, подразумевают штучное количество товаров, доставленных клиенту, или оказанных услуг за определенный отрезок времени: месяц, полугодие, год и т.д.

Затраты зависят от специфики того или иного бизнеса. Но везде их можно разделить на постоянные и переменные.

Постоянные затраты

Этот вид затрат никак не соотносится с увеличением или уменьшением объема продаж. То есть речь идет об обязательных статьях расхода, которые закладываются в любой бизнес-план. Например, это аренда помещения, договорная часть зарплаты основного персонала, страховка, расходы на коммунальные услуги, связь и т.д. Даже если прибыли компания не приносит, делать эти выплаты владелец обязан в любом случае.

И, наоборот, при положительной динамике продаж данные затраты могут остаться прежними. Скажем, фирма реализует 1000 рулонов пленки ПВХ в месяц. С началом летнего сезона продажи увеличились и дошли до 1500 рулонов. Плата за аренду складских и офисных помещений, связь, страховку и т.д. осталась неизменной.

Так же это работает и в обратную сторону. Получая меньше прибыли, компания не освобождается от трат на обязательные статьи расхода. Если в связи со сложной экономической ситуацией спрос снизился и продажи упали до 700 рулонов в месяц, оплату аренды помещения, электричества, связи никто не отменит.

Переменные затраты

Это траты, которые напрямую зависят от объема продаж и других меняющихся факторов. Это премии сотрудникам, дорожные расходы курьеров, развозящих документацию, логистической компании или своему транспортному отделу, доставляющему товар клиентам и т.д.

Необходимые показатели для дальнейшего расчета точки безубыточности

Вернемся для примера к производству и продаже пленки ПВХ, используемой для теплиц, на стройках и т.д. Ежемесячно компания продает 1000 рулонов. Меняющиеся траты при таком объеме продаж в общем составляют 210 000 рублей. Эта сумма включает процент с продаж менеджеру, себестоимость производства, расходы на доставку. Получается, что один рулон обходится в 210 рублей.

Если продажи будут расти, это неминуемо приведет и к увеличению трат. Например, компания нашла новый рынок сбыта и удвоила объем сбыта продукции. Соответственно, производство требует покупки большего количества сырья, электроэнергии, увеличивается оплата рабочих часов персонала, расходы на транспортировку. Теперь переменные затраты составят: 2000 рулонов × 210 = 420 000 рублей.

В обратную сторону эта зависимость работает также. Предположим, на рынке появился новый производитель, который предлагает более низкую стоимость аналогичного товара. Средний объем продаж упал до показателя 400 рулонов в месяц. На производство такого количества пленки требуется меньше сырья, рабочих часов бригады, электроэнергии и т.д. Таким образом, переменные затраты сократятся. 400 рулонов × 210 = 84 000 рублей. Но в расчете на один рулон пленки переменные траты не изменились: 210 рублей.

Говоря о переменных издержках, мы приводим в пример производственно-торговую компанию. Но у каждого бизнеса свои особенности. У фрилансеров они будут отличаться. Фотограф тратит больше или меньше на транспортные расходы, амортизацию техники. Репетитор: на учебные материалы и т.д.

Выручка

Денежная сумма, которую компания получила за определенный отрезок времени (год, квартал или месяц) за проданный товар или оказанные услуги.

Выручка = Объем реализации (шт.) × Цена реализации (₽)

Фирма-производитель сбывает ежемесячно 1000 рулонов пленки ПВХ по 250 рублей за штуку. Ее выручка составляет 250 рублей × 1 000 рулонов = 250 000 ₽.

Маржа (маржинальный доход) — это выручка компании после вычета переменных затрат. С этой суммы компании остается оплатить счета по постоянным тратам (аренда, оклады постоянных сотрудников и т.д.), которые она может позволить себе увеличить при необходимости. Например, взять штатного юриста или курьера.

Маржа (ден. ед.) = Выручка — Переменные затраты

Если считать общую маржу в процентах от выручки, применяем следующую формулу:

Маржинальность (в%) = Маржа / Выручка

Для единицы товара применяем следующий расчет:

Маржа (на ед. товара) = Цена на ед. товара — Переменные затраты на ед. товара

Вычисление точки безубыточности

Собрав все показатели, можно приступить к расчету точки безубыточности по формуле. Мы получим ее значение в денежном эквиваленте.

Вычисление точки безубыточности

Первый вариант ее вычисления:

ТБУ = Постоянные затраты / (Выручка — Переменные затраты) х Выручка

Подойдет и данный способ:

ТБУ = Постоянные затраты / Маржа х Выручка

Еще один метод расчета таков:

ТБУ = Постоянные расходы / Маржинальность × 100 %

Такие примеры нахождение точки безубыточности, как правило, подходят фирмам, которые торгуют не одним видом продукции, а несколькими. Найти точку безубыточности для каждой позиции представляется практически невозможным.

Поэтому проще определять объем закупок, который позволит выйти в ноль». Такой расчет точки безубыточности поможет при планировании бизнеса определить необходимое количество товара в первой партии, а также, чтобы оставался запас на указанный период времени (месяц, квартал, полугодие и т.д.)

ТБУ в натуральном выражении = Постоянные затраты / Цена на ед. товара — Переменные затраты на ед. товара

Полученные результаты вычисления точки безубыточности следует округлять в большую сторону.

Быстро определять точку безубыточности поможет программа Excel. Она вычислит этот параметр и в денежном выражении, и в натуральном. Для этого в таблицу надо занести данные по цене одной единицы товара (средний чек), постоянным расходам и переменные траты на один продукт.

Проведение анализа точки безубыточности

Когда вы вычислили точку безубыточности для производства или другого бизнеса, важно грамотно применить эти сведения. Поговорим, как они могут пригодиться и что с ними делать.

  • Определить, через сколько после начала месяца компания вышла в прибыль.

Если точка безубыточности достигается к середине заданного периода, можно говорить об оптимистичных прогнозах, если позже — стоит задуматься о том, как избежать финансовых потерь.

Проведение анализа точки безубыточности

То есть если фирма, производящая пленку ПВХ, фиксирует точку безубыточности в продажах к 22 числу каждого месяца, мы делаем вывод о том, что прибыль начинает приходить лишь на протяжении последних 8 дней. При этом первые 22 дня выручка компании идет на возмещение расходов. Картина с точки зрения финансовой не самая благоприятная.

При любом форс-мажоре (простой из-за поломки оборудования; задержки доставки и т.д.) снижение продаж на 9-ый день приведет к убыткам. Примерно такая ситуация происходит, когда покупательская активность сезонно снижается (летом — на канцтовары, зимой — на строительные материалы и т.д.).

  • Пересмотреть постоянные и переменные расходы. Чем больше постоянных затрат, тем более зависим бизнес.

Их минимизация — лучшее антикризисное решение. Число переменных расходов и их сумма не так принципиальны, так как они соотносятся с количеством производимой продукции и есть больше шансов, что они окупятся. Это правило работает и, если речь идет об оказании услуг.

Многие постоянные расходы можно перевести в переменные: коворкинг вместо длительного договора на аренду офиса; услуги такси вместо штатного водителя или курьера; аутсорсинг как замена сотрудникам на зарплате (бухгалтерия, юристы, IT и т.д.) Такая экономия позволит фирме не просесть в тяжелые времена, а выстоять и даже остаться прибыльной.

При этом не всегда отказ от некоторых статей постоянных расходов оправдан. Например, компания, производящая оборудование для офисов, во время локдауна резко снизила объем продаж. Но ей удалось переоборудовать производство на изготовление садового инвентаря, который пользовался спросом, так как многие переехали на дачи и в загородные дома. Таким образом, все постоянные затраты окупились.

Не всегда у организации есть возможность пересмотреть постоянные расходы и уменьшить их. В этой ситуации остается покрывать их увеличением продаж (выходом на новые рынки, развитием Интернет-торговли) и налаживанием автоматизированных процессов. Сегодня чем проще купить товар, тем больше вероятность, что продажи будут расти. Технологии помогают владельцам бизнеса: быстрая оплата по ссылке, с помощью приложений, привязанной карте и т.д.

Еще одна стратегия: рост продаж благодаря снижению цен. Это могут позволить себе интернет-магазины с большой аудиторией. Снизить постоянные затраты в этом случае не представляется возможным (гигантские складские помещения, служба поддержки, логистика и т.д). Поэтому привлечение клиентов более привлекательным ценником становится прекрасным выходом в данной ситуации.

Если говорить о товарах премиум-класса, то здесь производителю, чтобы не терять продажи, стоит больше думать о формировании лояльного отношения конкретной целевой аудитории, закреплении в своей нише и т.д.

Проведение анализа точки безубыточности

Стартапам не стоит начинать с серьезных постоянных расходов. Например, фотограф решил создать свою фотостудию. Арендовал помещение в центре города с большой арендной платой, подключил Wi-fi для клиентов, нанял администратора с постоянной зарплатой. Конкуренция в этом сегменте оказалась высокой, заказов на фотосессии недостаточно, чтобы покрыть постоянные расходы. Владелец был вынужден закрыть студию, так как изначально не проработал бизнес-план.

Постоянных расходов не стоит бояться, если вы давно в бизнесе, хорошо знаете рынок и заняли прочное место на нем. В этом случае возникновение новых постоянных затрат может быть связано с развитием и увеличением продаж.

Например, небольшая компания занимается производством выпечки, которую продает в одной торговой точке в офисном центре. Товар пользуется неизменным спросом. Было принято решение расширить производство, арендовав новое помещение. Постоянные расходы заметно увеличились. Но компания смогла расширить ассортимент, объем продаж вырос, так как старые клиенты приводили новых. Фирма не только не потеряла прибыль, но значительно смогла ее увеличить.

  • Анализ точки безубыточности потребовал пересмотра бизнес-решений, вы оптимизировали постоянные и переменные затраты, но прибыль остается низкой.

Что еще можно предпринять? Важно изучить цены, которые вы установили. Проведите исследование рынка и найдите оптимальную ценовую политику.

Подведем итоги. Насколько практичен метод вычисления точки безубыточности? Можно сказать с уверенностью: его применение точно не повредит вашему бизнесу. Прежде всего, это очень просто. Достаточно вводных данных, хорошо известных любому владельцу компании, и калькулятора.

Кроме того, используя приведенные формулы, вы поймете, в какой взаимосвязи находятся постоянные и переменные расходы и прибыль, а также прибыль и объем продаж. Но стоит отметить, что планировать стратегическое развитие компании, опираясь на показатель точки безубыточности, сложно в условиях внезапных скачков объема продаж, роста конкурентов и других непредвиденных изменений рынка.

Понравилась статья? Поделитесь: