Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Менеджмент >Повышение квалификации кадров: для чего нужно, как проходит

Повышение квалификации кадров: для чего нужно, как проходит

19.10.2022
564
Время чтения: 15 минут
Сохранить статью:
Повышение квалификации кадров

Что это? Повышение квалификации кадров – это процесс обучения сотрудников чему-то новому, как правило, в рамках сферы деятельности конкретных работников. Проходит как в обязательном, так и в добровольном порядке (на усмотрение работодателя).

Зачем нужно? Такой процесс обучения позволяет работникам компаний, госучреждений сохранять высокий уровень квалификации, оставаться конкурентоспособными, идти в ногу со временем. О том, как проходит повышение квалификации, вы узнаете из нашего материала.

Цели повышения квалификации кадров

Повышение квалификации кадров необходимо для роста их профессионального уровня. По сути, это обучение персонала, цель которого – освоение передовых технологий, оттачивание практических навыков и знакомство с современными знаниями в той или иной области. Необходимость регулярного переобучения продиктована тем, что в стремительно меняющемся мире важно оставаться в курсе последних разработок, чтобы использовать все возможности. Организация повышения квалификации кадров носит нерегулярный характер. Работник проходят ее, когда в этом возникает потребность.

Профессиональную подготовку и повышение квалификации кадров можно рассматривать как единый процесс непрерывного обучения. Только так специалисты самых разных областей могут обновлять свои знания и знакомиться с актуальными технологиями своего профиля.

Цели повышения квалификации кадров

Список компетенций для каждой профессии меняется регулярно. Соотносить свой уровень мастерства с требованиями современного мира и в том числе с разработанными стандартами профессионального соответствия персоналу также помогает переподготовка и курсы повышение квалификации.

Программы повышения квалификации кадров решают следующие задачи:

  1. Формирование специалистов в духе корпоративных правил и принципов. Такой подход позволяет компаниям быть уверенным в лояльности сотрудников.
  2. Повышение мотивации. Высокий уровень профессионализма персонала имеет значение, в первую очередь, для развития компании. Но за счет обучения происходит и личной рост каждого сотрудника. Признательность и благодарность делают их более мотивированными к новым производственным достижениям.
  3. Защита от потери кадров. Получая бесплатное профессиональное обучение от компании, ее сотрудники видят, что здесь они могут развиваться и строить свое будущее.
  4. Активное применение в работе последних технологий. Добиться высокой конкурентоспособности позволит высокий уровень владения современной техникой и ПО у подавляющей части персонала.

Отличия переподготовки от повышения квалификации кадров

Проходя курсы повышения квалификации или переподготовку, сотрудники таким образом получают дальнейшее образование по профилю. Причем, это не всегда более углубленные знания по специальности или ознакомление с современными подходами и разработками. Нередко специалисты высокого уровня на курсах профпереподготовки получают смежную или совершено новую специальность. Пройдя полный курс, слушатели получают дипломы о соответствующем образовании. Эти документы дают им право приступить к трудовой деятельности по новой профессии.

После курсов повышения квалификации сотрудники актуализируют знания, полученные при обучении в вузах, знакомятся с новыми данными и разработками по тому или иному вопросу. Они не получают принципиально новое образование и профессию. Прослушав 16-часовой курс, работник становится обладателем «корочки» о повышении квалификации . Можно с уверенностью сказать, что круг его профессиональных компетенций расширяется.

Виды повышения квалификации кадров

По срокам проведения можно условно выделить три типа повышения квалификации.

Краткосрочное повышение квалификации

Оно направлено на обучение персонала конкретному технологическому вопросу, например, при введении в эксплуатацию новой техники. На занятия отводится не больше 72 часов, проводят их опытные высококвалифицированные сотрудники непосредственно на предприятии. Подтвердить усвоение знаний работники должны сдачей экзамена или защитой реферата.

Тематические семинары

Такое обучение длится от 72 до 100 часов. Оно может иметь форму не только семинаров, но и тренингов. Проводятся они по актуальным вопросам научно-технической, социально-экономической, технологической и других областей жизни.

Их цель: помочь работникам профильных организаций сориентироваться в новых меняющихся условиях. Нередко они бывают посвящены конкретным нововведениям, различным прецедентным случаям, изменениям в законодательстве и их применению в регионе, на предприятии, в определенной отрасли промышленности и т.д. В завершение обучения слушатели сдают экзамен или зачет или готовят реферат. При успешном прохождении контроля, учащиеся получают свидетельства о повышении квалификации.

Долгосрочное повышение квалификации

Этот вид повышения квалификации актуален, когда перед работником стоит задача по освоению новых трудовых обязанностей. Чаще всего речь идет о практических умениях, которых не хватает по конкретному вопросу или об углублении и расширении уже имеющихся теоретических знаний. Такой курс переподготовки займет не меньше 100 учебных часов, порой его длительность может доходить до 500 часов.

Успешное прохождение курса подтверждается сдачей экзамена или подготовкой реферата по пройденному материалу. Слушателю выдается документ, удостоверяющий, что он освоил программу и повысил профессиональную квалификацию.

Методы внешнего и внутреннего повышения квалификации кадров

Внешними методами повышения квалификации являются:

  1. Самообучение. Будет эффективным при четком планировании и целеполагании. Широко применимо сегодня благодаря дистанционным формам обучения, онлайн-платформам, школам и т.д.
  2. Тренинги. Направлены на практическое применение полученных знаний, в рамках смоделированной ситуации. Куратор дает рекомендации и следит за их выполнением.
  3. Лекции. Наиболее распространенный способ передачи знаний, когда преподаватель дает всю информацию в полном объеме, в устной форме. Сегодня рассматривается как часть комплексного обучения.
  4. Тематические конференции, семинары, встречи. Позволяет участникам не только получать знания, но и делиться своими. Развивает навыки коммуникации, ораторское искусство, повышает другие социальные компетенции.
  5. Онлайн-курсы. Дистанционно читаются лекции, дается домашнее задание. Проверка проходит посредством тестирования.
  6. Бизнес-игра. Развивает навыки командного решения проблем, работы в группе.
  7. Кейс-стади. Метод применяется в основном при повышении квалификации кадров управления. Направлен на решение реальных производственных проблем.
  8. Баскет-метод. Тренирует навык оперативного действия в ситуациях близких к реальным.

Разработка системы повышения квалификации и переподготовки кадров осуществляется с учетом поставленных задач, особенностей персонала (должность, возраст, образование и т.д.), материально-технических возможностей организации, уровня экспертов и т.д.

Методы внешнего и внутреннего повышения квалификации кадров

Отдельно группируют методы повышения квалификации на рабочем месте. Рассмотрим их.

  1. Наставничество. Профессиональные знания и практические навыки передаются от опытного сотрудника начинающему.
  2. Тьюторство. Тьютор (в переводе с английского «наставник») провоцирует начинающего специалиста на дискуссию, в ходе которой проверяет, насколько тот освоил необходимые знания и навыки.
  3. Корпоративный сторителлинг. Воспитание команды молодых специалистов через изучение истории компании через рассказ.
  4. Шэдуинг (дословно с английского «пребывание тенью»). Смысл в том, что опытный сотрудник незаметно следит за рабочим процессом новичка, отмечая, какие моменты требуют корректировки, помощи или дополнительного обучения.
  5. Коучинг. Может проводиться на самые разные темы. Цель: помочь участникам наладить межличностные отношения в коллективе, в общении с клиентами, с руководством и т.д.
  6. Ротация. Заключается в горизонтальной смене места работы сотрудника внутри одной компании. Такая встряска помогает по-новому взглянуть на свои возможности, раскрыть потенциал.
  7. Инструктаж. Конкретные советы по определенному производственному процессу от опытного сотрудника новичку.
  8. Проектная группа. Создается для работы над одной конкретной задачей. В процессе работы сотрудники улучшают свои компетенции в менеджменте и учатся групповой работе кризисных ситуациях.

Такое разнообразие консалтинговых услуг позволяет руководству компаний выбирать нужный вариант повышения квалификации сотрудников, исходя из заложенного бюджета, потребностей руководства и запроса персонала. Самые востребованные сегодня способы внешнего повышения квалификации это: бизнес-игры, тренинги, конференции и лекции.

Для менеджеров предприятий чаще всего выбирают вариант кейс-стади, когда в процессе обучения ищут выход из конкретной проблемной ситуации, и баскет-метод, при котором воспроизведение реальных производственных процессов помогает участникам представить, что бы они делали в том или ином случае.

Формы курсов повышения квалификации кадров

Так как повышение квалификации подразумевает, что ее проходят люди с образованием и профессией, курсы переподготовки им приходится совмещать с трудовой деятельностью. Как правило, эти сотрудники тратят на обучение свое свободное время или совмещают его с работой, если это дистанционная форма. Иногда директора освобождают персонал от выполнения рабочих обязанностей на время прохождения курсов. При этом сотрудники продолжают получать зарплату в полном объеме, а их работу временно берут на себя их коллеги.

Исходя из этого, можно говорить о трех вариантах прохождения курсов повышения квалификации.

  1. Очное обучение. Самый ресурсозатратный и дорогой вариант, но эффективный и надежный. Подразумевает наличие в компании отдельного оборудованного помещения для проведения обучения или сотрудничества со специализированными агентствами, курсами, которые работники будут посещать. Главное преимущество в том, что такая форма повышения квалификации позволяет полностью погрузиться в процесс, познакомится с новыми людьми, обогатить опыт.
  2. Очно-заочное обучение. Большую часть обучения сотрудники проходят самостоятельно. Преподаватель или коуч включается лишь на нескольких этапах. Успех обучения во многом зависит от сознательности и ответственности сотрудников. Этот вариант повышения квалификации занимает меньше времени и не такой дорогостоящий, как предыдущий.
  3. Дистанционное обучение. Максимально удобно для руководства с точки зрения организации. План и содержание обучения расписываются индивидуально под каждого сотрудника. Его задача: выбрать удобное время, чтобы прослушать курс и пройти все задания.

Выбор сотрудников для повышения квалификации

В настоящее время повышение квалификации сотрудников стало роскошью, которую далеко не все компании могут себе позволить. А те, что могут, должны выбирать, кого из сотрудников они хотят видеть в первых рядах обученных, модернизированных и усовершенствованных. Этот вопрос лежит не в плоскости личных симпатий, а носит сугубо практический характер.

Прежде всего, важно определить, кто из сотрудников больше всего нуждается в подобном обучении. Затем отделу кадров надо быть уверенным в том, что человек не расторгнет трудовой договор после бесплатного обучения.

Выбор сотрудников для повышения квалификации

С точки зрения выгоды, компании интересней повышать квалификацию управленцев, на которых завязаны многие процессы, а также сотрудников, от которых в большей мере зависит прибыль организации.

В Трудовом кодексе также отмечено, что работодателю принадлежит прерогатива принимать решение о переподготовке того или иного персонала. Тем не менее, Федеральные отраслевые законы обязывают некоторые группы специалистов повышать профессиональную квалификацию регулярно. Например, это отмечено в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Перечислим категории специалистов, которым предписано регулярное повышение квалификации:

  • учителя;
  • медработники и фармацевты;
  • аудиторы;
  • бухгалтеры;
  • сотрудники органов внутренних дел;
  • государственные служащие;
  • судьи и адвокаты;
  • водители муниципального городского, а также железнодорожного транспорта;
  • пилоты.

Частота прохождения курсов также устанавливается законодательством: один раз в пять лет или в три года.

Повышение профессионального уровня и переподготовка не помешают сотрудникам, вернувшимся после длительного перерыва (декретный отпуск, продолжительный больничный), а также во всех ситуациях, когда меняются условия труда (новый технологический процесс, современное оборудование), нормативные нововведения или дополнения к профессиональным требованиям.

Все остальные категории работников могут рассчитывать на бесплатную профпереподготовку только в трех случаях.

  • Без повышения уровня их знаний невозможно поддержание деятельности компании или уровня оказываемых услуг на должном уровне.
  • Постоянное обучение новым технологиям является непременным условием успешной работы (например, в медицинских учреждениях).
  • Когда организации предстоит модернизация или переориентация производства.

Если у руководства компании или отдела кадров недостаточно компетенций, чтобы диагностировать актуальный профессиональный уровень, можно прибегнуть к помощи специальных агентств, которые занимаются подбором, обучением и повышением квалификации персонала.

Где сотрудники могут пройти повышение квалификации

Курсы повышения квалификации разрабатывают и проводят организации дополнительного профессионального образования (ДПО). У них должна быть лицензия, дающая им право на образовательную деятельность. Только в этом случае свидетельства об образовании, которые они выдают, имеют юридическую силу.

Где сотрудники могут пройти повышение квалификации

Прежде всего, руководство компании выбирает, какая форма обучения сотрудников его бы устроила. Затем определяются с видом курсов повышения квалификации.

Промежуточный контроль усвоения знаний устраивают только при длительном обучении. В конце любого курса всегда проходит экзамен, письменный или устный. Завершив профессиональную переподготовку, сотрудники получают свидетельство, подтверждающее это.

Повышение квалификации и инновационное развитие кадров лежат в сфере интересов хорошего руководителя. Задачей директора является установить строгую периодичность профессиональной переподготовки для каждого сотрудника и отразить это в локальном нормативном акте. Лучше, чтобы профессиональная переподготовка проводилась не реже одного раза в пять лет.

Как видим, даже самое лучшее высшее образование не делает из нас безукоризненных специалистов на все времена. Чтобы справляться со всеми возникающими задачами, важно регулярно повышать профессиональную квалификацию и освежать знания. Не говоря о том, что есть профессии, где это прописано законом.

Понравилась статья? Поделитесь: