Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Личное развитие >OKR: плюсы и особенности метода

OKR: плюсы и особенности метода

05.12.2022
1 513
Время чтения: 13 минут
Сохранить статью:
OKR

Что это такое? OKR расшифровывается как Objectives & Key Results, то есть цели и ключевые результаты. Это методика целеполагания, которая подразумевает постановку заведомо невыполнимых задач. Несмотря на кажущуюся абсурдность такого подхода, он эффективен и дает результат.

На что обратить внимание? В первую очередь важно помнить, что цели и результаты должны быть конкретными и ограниченными по количеству. Также данная методика лучше всего себя показывает в относительно больших компаниях, а там, где сотрудников десять человек, ее использовать не стоит.

Суть OKR

Метод OKR – это относительно агрессивная технология постановки целей и ключевых результатов. Ещё не так давно методика применялась для того, чтобы поставить и конкретизировать цели на квартал, но в настоящее время много предприятий пользуются методом для планирования деятельности на год вперед. Каждая поставленная цель должна иметь чёткие критерии результативности, и полученные метрики-результаты указывают на процент их достижения.

Суть OKR

По методологии OKR ставится максимум 5 целей, а по каждой из них – 4 метрики.

Но в методе OKR есть необычная основополагающая особенность – поставленные цели и задачи должны выходить за рамки возможного и реализуемого. Если же план выполнен на 100% – значит, цели поставлены без амбиций, то следующий должен быть ещё более масштабным и практически нереализуемым. Поэтому доведение целей OKR до результата в 60 – 75 % является оптимальным. Метод OKR предполагает выход из зоны комфорта при ежедневной работе над реализацией целей.

Рассмотрим сравнение методик OKR и KPI. Если в методе KPI и прочих производительность сотрудника даёт ему право на получение премирования и иных бонусов по результатам ежеквартальной и ежегодной деятельности, то при использовании метода OKR важно доверие руководства компании к своим сотрудникам, признание их личной ответственности за высокие результаты и, соответственно, доход.

Ещё один плюс методики OKR в том, что люди не скованны оценочными критериями, приводящими к поощрению или наказанию, поэтому свободно продолжают действовать и применять усилия на благо развития компании.

Положительные и отрицательные черты OKR

Минусы OKR:

  • Трудности во внедрении. Ставить амбициозные задачи (objectives) сложнее, чем это кажется изначально. Руководство должно сделать цель компании приоритетом каждого сотрудника.
  • Деятельность с OKR затратна по времени. Менеджер должен оптимизировать работу отделов, координировать её, всё проанализировать с ключевыми сотрудниками и сформировать чёткие указания, спустив их в подразделения. Если это лишь прописать, – всё со временем станет фикцией и проформой, когда первое вдохновение пройдет.
  • Психологический фактор: многим людям недостаточно выполнения плана на 65 – 70 %, что для методологии OKR является нормой по своей сути. Привычнее же закрывать цель на 100% и иметь от этого вознаграждение, в противном случае у ответственного сотрудника может возникнуть чувство незавершенности и прострации.

Перечислим положительные и отрицательные черты OKR

Положительные черты OKR:

  • Если всё грамотно спланированно, команда вовлечена в деятельность по достижению новых высот. У сотрудников компании «огонь в глазах» горит.
  • Повышается понимание целей и задач, их влияния на комплексный результат работы. Каждый человек знает чётко объём и суть доверенных ему задач, также приходит понимание деятельности его коллег.
  • Точная фокусировка. Подавляющее количество времени расходуется именно на задачи проекта, так как чётко поставлены квартальные и годовые цели. Даже при возникновении сложностей, авралов, решении текущих вопросов остаётся концентрация на важных, ключевых целях.

Если руководителю предприятия важны такие реакции, можно внедрить OKR.

Правильное целеполагание в OKR

Грамотная формулировка целей OKR возможна при соблюдении нижеперечисленных ключевых моментов:

  • Итоговая цель должна отличаться амбициозностью.

Достижение цели должно являться весьма непростой задачей, прорывной и революционной. Но, несмотря на всю сложность, эта цель должна быть теоретически достижимой. Приведём примеры OKR для общего понимания управления по целям OKR.

Разработать конструкцию самолета, который превышает скорость звука при полёте, — теоретически реализуемая и, в то же время, прорывная цель Bell Aircraft в 1946 году.

Создать и построить самолет, способный летать, — теоретически реализуемая и, в то же время, амбициозная цель братьев Райт в 1900 году.

Цель с амбициями способствует мотивации к её достижению. У людей есть склонность к постановке реалистичных, понятных целей. Но если обычная цель будет достигнута даже на 80% — она всё же реализуется не полностью. Сложная, амбициозная цель является вызовом самому себе. Нужно будет проанализировать источники, быть целеустремленным и ответственным. Даже если цель, поставленная по методологии OKR, не будет реализована полностью, итоговый результат превзойдёт первоначальные ожидания.

  • Число поставленных целей – от 3-х до 5-ти, не больше.

Управление по целям OKR и ограничение по количеству целей имеет смысл по двум причинам. Первая причина: если целей больше, это приведет к меньшей координации и слаженности в усилиях команды и сотрудников. Вторая причина: методология OKR требует взаимодействия отделов компании, чтобы координировать процессы реализации. А если отделов, например, десять, а целей – двенадцать? Тогда всё время и усилия будут уходить на то, чтобы сотрудники разобрались, кто за что ответственен в итоге.

Правильное целеполагание в OKR

  • Цели OKR должны привести к иным результатам, чем прежние.

Не имеет смысла прописывать задачи, соответствующие статусу-кво. Общепринятые, как «наём лучших сотрудников» и «поддержание идеального уровня сервиса», не отражают прорывные и амбициозные целей, поставленные по методологии OKR.

  • Цель определяет итоговое состояние.

Получить, достичь, попасть, реализовать, разработать, внедрить – чёткие формулировки, позволяющие отследить прогресс. Нужно прописать конечные результаты, определяющие план чётких действий. Формулировки без отображения количественных и качественных показателей типа «улучшить», «усовершенствовать», «усилить», «упростить» не подходят. Они отражают лишь направление, но не результат. Это в методологии OKR является ошибкой.
Примеры OKR целей:

  • Запуск продукта для сегмента рынка X.
  • Достичь объема реализации продукта в $3 млн в год.
  • Уменьшить число обращений в саппорт по причине возникновения багов на 50% (со 150 до 75 в день).

Цели формулируем максимально точно, чтобы время и факт их реализации были в равной степени понятны всем участникам процесса. Несогласованные цели могут привести к недопониманию, напряжению внутри коллектива или среди отдельных сотрудников.

Ключевые результаты в OKR

Ключевые результаты, ключевые показатели OKR — комплекс параметров для оценки выполнения цели. Для оценки уровня реализации каждой цели необходимо от 3-х до 5-ти KR. Больше не нужно, важно сохранить понимание для грамотной фокусировки. Самое важное, чтобы ключевые показатели OKR были измеряемы в количественном и качественном отношении.

Ключевые результаты бывают двух типов:

  • Базирующиеся на действиях. То есть принимается во внимание количество выполненных и не реализованных проектов.
  • Базирующиеся на ценности. Ценность, полученная в итоге компанией и её клиентами, указывает на успешный или провальный характер проекта.

Примеры, основанные на грамотных KR в действиях:

  • внедрение в работу чат-бота;
  • запуск онлайн-школы;
  • написание и презентация книги по итогам исследования.

Примеры OKR ценностно-ориентированных:

  • повысить MRR с X до Y;
  • понизить Churn c X до Y;
  • поднять ER с X до Y;
  • поддерживать CAC на уровне X.

Ключевые показатели OKR, основанные на целях и на ценностях, должны перекликаться и усиливать эффективность друг друга. Ведь даже действие, например, написание книги, может не привести в итоге к результатам. А вот если материалы данной книги будут изучены и применены широким кругом целевой аудитории – ценность действия максимально возрастает, а цель достигается.

Ключевые результаты в OKR

Ключевые результаты OKR должны иметь максимальную ценность для фирмы, клиентоориентированность. В таком случае и сотрудники компании будут эффективно трудиться, способствовать реализации целей, развивать воображение в поисках путей её достижения. Прекратится тихий саботаж и затягивание работы.

Однако, если OKR внедряется в компании в первый раз, стоит ориентировать ключевые результаты именно на выполнение действий. Так будет понятнее сотрудникам, ранее работавшим в парадигме выполнения планов, и переформатирование на работу по методологии OKR произойдет более гладко и эффективно.

Компании, в которых ранее не было осознанных ценностей, допускают ошибки в ценностно-ориентированных метриках, чётко измеримых в численном выражении. Яркий пример – запуск маркетинговой кампании. Подводя итоги по окончании срока OKR, сотрудники фирмы чётко будут понимать, сделано это или нет. Ставить в KR необходимо метрики, понимание подсчётов которых прозрачно и осуществимо.

Пошаговое внедрение OKR

Инновационные системы по планированию нужно внедрять плавно, постепенно и корректно. Отметим последовательность действий, необходимую для внедрения OKR в менеджменте.

Шаги 1 и 2 отражают специфику начала работы по новым стандартам показанного нами инструментария. Начиная с 3-го шага циклы повторяются при планировании новых целей.

  • Шаг 1. Пилотная версия

Методология OKR изначально тестируется на отдельных командах и подразделениях компании. Можно выбрать инициативные отделы, желающие попробовать новую схему работы. Реализация проектов в отдельных группах отразит как сложности и ошибки во внедрении, так и целесообразность такой методики работы для вашей компании в целом. При внедрении методики в пилотных отделах будет легче исправить недочёты и масштабировать методику OKR в другие подразделения с учётом опыта «первоиспытателей» – как позитивного, так и негативного.

  • Шаг 2. Обучение персонала

В случае успешного прохождения пилотных проб, необходимо комплексно и организованно обучить персонал. В рамках образовательной программы рассказать о работе целеполагания OKR, о достижении ключевых результатов, о положительных моментах OKR-технологии для фирмы в целом и её сотрудников в частности. При наличии спорных аспектов необходимо организовать дискуссионный «круглый стол» или семинар.

Нужно запланировать несколько общекорпоративных мероприятий, где будут озвучены промежуточные показатели, успехи и проблематика реализации. Можно создать общий документ, в котором каждое подразделение и сотрудник самостоятельно будет отмечать свои результаты. Во время внедрения методики OKR всё происходит индивидуально и практико-ориентированно.

  • Шаг 3. Постановка общих целей компании

Прохождение первых двух этапов завершилось, и теперь сотрудники готовы к реализации стратегически важных корпоративных целей в рамках OKR. Во избежание отсутствия гибкости и вариативности действий, подверженности изменениям в социально-экономической, рыночной обстановке, базовые цели лучше ставить сроком на 1 год. Внутренняя и внешняя ситуация в стране так быстро меняется, что становится не конструктивно на пять лет прописывать цели. Также OKR в менеджменте предполагает планирование 3-х – 5-ти ключевых результатов.

Пошаговое внедрение OKR

  • Шаг 4. Знакомство со стратегическими целями сотрудников

Необходимо ознакомить сотрудников компании с ключевыми и стратегически важными целями, закрыть все вопросы и возражения, грамотно дав на них ответы. Будет оправданно скорректировать цели перед тем, как сотрудники начнут работу, прописывая цели и ключевые результаты своих подразделений.

  • Шаг 5. Постановка целей для отдельных команд

Для каждого подразделения необходимо поставить цели индивидуальные. Они будут отличаться меньшим сроком от общекорпоративных, точечным характером. Годовая цель для отдельной команды будет разбита на цели поквартальные и ежемесячные. Руководство должно оказывать поддержку командам и координировать их усилия.

  • Шаг 6. Промежуточные результаты OKR

При постановке ежеквартальных целей и целей на год необходима фиксация промежуточных ежемесячных итогов работы как подразделений, так и предприятия в целом. Такой контроль и мониторинг способствуют пониманию адекватности постановки целей и влияния их выполнения каждой командой на реализацию масштабных целей компании и успех.

  • Шаг 7. Подведение итогов

По окончании срока реализации целей, поставленных по методике OKR, подводятся итоги, производится анализ достижений и промахов, делаются выводы для последующего грамотного планирования.

Проблемы с OKR в менеджменте

  • Использование OKR в качестве списка задач

Цель OKR – итоговая оценка сделанного на благо компании, её успешных результатов. Поэтому необходимо понимание разницы ключевых результатов, базирующихся на ценностях и на действиях. Важно соблюдать их баланс.

  • Планирование изрядного количества целей и результатов

Во втором пункте важен не простой список всех задач, а именно определение главных приоритетов и ключевых амбициозных целей. Методология OKR определяет фокусировку и масштабность, ключевую важность именно для вашей фирмы в настоящий период её развития.

  • Несогласованность

Изолированная постановка целей каждым из подразделений, отсутствие командной работы и совместного обсуждения, анализа ведет к отсутствию обратной связи и рассогласованности. В итоге цель может быть не достигнута, если с равной периодичностью не проводятся обсуждения и встречи команд.

  • Непостоянство

Ключевое значение имеет регулярность встреч, анализа и мониторинга. Так достигается понимание, растёт вероятность достижения целей.

Подводя итоги статьи, отметим, что грамотная постановка целей по системе OKR – это большой труд, которому нужно научиться на практике. При первом внедрении методики возможна переоценка своих сил и возможностей. Поэтому важна регулярность и согласованность, чёткое взаимодействие команды и грамотная аналитика.

Выводы, сделанные по окончании цикла, помогут приблизиться к глобальной цели и достичь успеха в её реализации. Секреты методологии OKR постигаются на практике при должном уровне мотивации и старания.

Понравилась статья? Поделитесь: