Главная> Развитие бизнеса >Критерии выбора поставщика: как найти лучшего

Критерии выбора поставщика: как найти лучшего

02.03.2023
5 178
Время чтения: 15 минут
Сохранить статью:
Критерии выбора поставщика

В чем дело? На этапе открытия бизнеса или при смене товарных групп, изменении конъюнктуры рынка приходится искать новых поставщиков. Проблема в том, что выгодные предложения не валяются на каждом углу, а то, что кажется на первый взгляд золотом, может обернуться мошеннической схемой.

Что делать? Чтобы не потерять деньги, необходимо изучить критерии выбора поставщика. Четко определите товарные группы, ценовую нишу, насколько крупные ожидаются поставки – только потом начинайте поиск.

Выбор типа поставщика

Поставщиком является физическое лицо или организация, благодаря которым в магазинах появляются товары.

Поставщики нужны тогда, когда ваша компания не производит самостоятельно продукцию для продажи. Если вы уже нашли добросовестного импортёра, то вам повезло. Для тех же, кто находится в его поиске, мы собрали несколько полезных рекомендаций и основные критерии выбора лучшего поставщика.

Выбор типа поставщика

Первым делом определите, какую продукцию вы собираетесь продавать.

Этот момент обязательно надо решить в самом начале и лишь после этого идти дальше. В ином случае у вас уйдёт много времени и сил на поиск подходящего поставщика в море предложений, и вам не захочется продолжать дальше своё дело. Обязательно сформулируйте свой запрос до начала поиска.

Если вы определились с нишей – хорошо. Значит, вы понимаете, какой товар вам нужен, и можете приступать к поиску поставщика.

Поставщиков можно условно поделить на три категории: мелкие, средние и крупные.

Рассмотрим каждую более подробно.

Мелкие импортёры

К данной группе относятся, к примеру, самозанятые: рукодельницы, художники, мастера, соседка, которая вяжет очень красивые свитера. Как правило, у данных поставщиков есть проблемы с продажей своих изделий, поэтому вы сможете стать хорошими партнёрами.

Мелкими поставщиками считаются также небольшие предприятия: кондитерские, мыловаренные и т.д.

Выбор типа поставщика

Главный критерий при выборе мелкого поставщика – это качество, а они лично следят за ним при производстве товара.

Где найти такого импортёра? Посещая выставки, ярмарки, рынки. Также помогут тематические сайты наподобие российского «Ярмарка мастеров» или зарубежного «Этси».

Помимо плюсов, есть и свои риски:

  • возможность прекращения поставок из-за проблем со здоровьем мастера или творческого кризиса;
  • маленькая вероятность создать крупный бизнес;
  • отмена поставок из-за санкционной экономической политики иностранных стран, в которых находятся организации, отвечающие за транспортную логистику в России, либо если компании сами не захотят сотрудничать с РФ.

Поставщики средней категории

В их числе находятся западные или российские компании – дистрибьюторы и дилеры.

Дистрибьюторы приобретают большое количество продукции напрямую у изготовителя. Держат товар на личных складах и, зачастую, маркируют. Далее они небольшое количество предлагают либо вам, либо дилерам.

Есть два варианта работы с этими поставщиками.

В первом случае вы приобретаете необходимое вам количество товара за личные деньги, чтобы его продавать. Хранить продукцию можно хоть на балконе, или же арендовать небольшое складское помещение.

Во втором случае вы с поставщиком составляете договор и, не делая инвестиций, продаёте товар. Принцип такой: пользователь переводит деньги за товар в вашем интернет-магазине, вы берёте заказ на складе поставщика и отправляете покупателю, оставив себе процент с продажи («маржу»). Данный вариант ведения бизнеса очень удобный и не требует наличия собственного склада.

Упомянутые схемы подходят для работы как с дистрибьюторами, так и с дилерами. Все условия необходимо уточнять при разговоре с каждым конкретным поставщиком.

Перечислим выгоды:

  • большой ассортимент продукции;
  • партии товара по договору;
  • небольшие инвестиции;
  • нет необходимости в наличии собственного склада;
  • может быть повышенная маржинальность;
  • возможность развития бизнеса.

Где устраивать поиски?

В вашем распоряжении большое количество инструментов. Главная цель – отыскать поставщика, который подходит под вашу нишу, учитывая при этом критерии и методы выбора. К примеру, для магазина одежды нужен один поставщик, а бытовую химию поставляет уже другой.

Наиболее доступные средства поиска:

  • этикетки на товарах;
  • печатные сведения;
  • поисковые системы «Яндекс», Google, а для поиска зарубежных поставщиков подойдёт Yahoo;
  • выставки узкой направленности, конференции и форумы, на которых можно найти российских поставщиков, международные выставки «Экспоцентр»; будьте в курсе анонсов;
  • интернет-площадки конкурентов;
  • каталоги поставщиков во всемирной паутине. К примеру, «Поставщики.ру», поставщики из Европы, AliExpress из Азии.

Нередко производители сами находятся в поиске того, кто будет реализовывать их товар. Наткнуться на такого поставщика непросто. Зачастую к ним относятся организации, которые не занимаются оформлением и продвижением сайта, потому что не планируют искать партнёров в интернете.

Работать с такими компаниями выгодно, потому что продукция имеет хорошее качество, стоит недорого и найти её в других магазинах непросто. Держатся такие производства на контрактах и не привлекают к себе внимание. Менеджеры звонят потенциальным продавцам с предложением о сотрудничестве. Поэтому старайтесь отвечать на незнакомые номера, потому что это может звонить ваш будущий поставщик.

Крупные или оптовые импортёры

Схема поиска и совместной работы похожа на ту, что используется в прошлом варианте. Отличаются они тем, что в случае с крупными поставщиками вам нужен собственный склад и крупное инвестирование. Если у вас есть возможность на это, то лучше сразу начинать своё дело с оптовыми поставщиками. В этом случае надо работать с крупными партиями товара. А маржа – главная ваша выгода.

Крупные или оптовые импортёры

При работе с иностранными оптовыми импортёрами необходимо знать и учитывать не только критерии выбора поставщика товаров, но и возможные риски:

  • брак, сделанный при изготовлении;
  • неаккуратная транспортировка продукции, из-за чего она пришла в непригодное для продажи состояние;
  • снижение спроса на данный вид товара;
  • прекращение поставок из-за санкционной экономической политики зарубежных стран, в которых находятся организации, отвечающие за транспортную логистику в России, либо когда перевозчики сами отказались сотрудничать с российскими компаниями.

К базам оптовых поставщиков относятся «ОптЛист», «Опт-Юнион», «ОптомПлюс», оптовые поставщики из США, Англии и Китая.

8 критериев выбора лучшего поставщика

Ещё до того, как начинать поиск, надо понять, какие критерии необходимо учитывать при выборе поставщиков.

  1. Цена на товар. Крупные производители разделяют свой товар по качеству изготовления, от которого складывается стоимость. Так, продукция низкого качества будет стоить дёшево.
  2. Какое минимальное количество товара можно заказать? Это зависит от особенностей продукции, расхода на комплектацию и доставку одной единицы.
  3. Местоположение складского помещения. Особенно важен этот критерий тем, кто заказывает крупногабаритные и тяжёлые товары. Дело в том, что транспортировка такой продукции стоит в разы дороже, чем в других случаях, поэтому и себестоимость её тоже будет больше.
  4. Способ и условия оплаты. В начале совместной работы с поставщиком вряд ли он согласится на рассрочку. Такую возможность чаще всего дают после 2-3 удачных сделок. Когда поставщик уверен, что покупатель постоянный и не обманет его, он может давать ему какие-то привилегии.
  5. Разнообразие товаров. От обширности ассортимента зависит и количество заказов у поставщика. Благодаря этому он может устраивать скидки и акции для покупателей.
  6. Наличие всех сертификатов. Перед тем как начинать сотрудничать с поставщиком, надо проверить все документы, которые относятся к товару, чтобы быть уверенным, что он соответствует установленным нормам. Если вы заметили, что качество продукции хуже обещанного поставщиком, то лучше поискать другого импортёра.
  7. Регулярные поставки. Обязательно надо узнать у поставщика о том, как часто он будет отдавать заказ.
  8. Составление договора о сотрудничестве. Ваши деловые отношения с поставщиком надо оформить документально, указывая все права и обязанности сторон. Если поставщик не хочет делать всё по закону, то надо насторожиться и подумать, стоит ли вообще с ним работать.

Виды взаимоотношений с поставщиком

В рамках деловой практики выделяют такие типы взаимоотношений с импортёром.

  • Выгодные отношения

Экономически обоснованное сотрудничество подходит для тех, кто хочет работать с импортёром по своим условиям. Поставщика подбирают с учётом чётких критериев выбора. Если что-то не подходит, можно найти другого партнёра. Данный тип взаимоотношений хорош в тех случаях, когда в выбранной вами нише много конкурирующих между собой поставщиков.

Таким образом вы сможете сократить издержки на покупку материалов. Но эта схема работает недолго, потому что есть риск того, что новый поставщик будет некачественно выполнять свои обязанности и делать товар не в соответствии с установленными требованиями к качеству.

Лучше не зацикливаться сразу на одном импортёре – понаблюдайте за ним какое-то время, чтобы убедиться в том, что ему можно доверять. Правильнее всего создать конкурентную среду с 2-4 поставщиками.

  • Борьба за лидерство

Этот тип похож на прошлый. Но в данном случае смотрят на сам товар и его особенности.

  • Совместная деятельность

Подразумевает под собой отношения между покупателем и поставщиком, при которых они ведут совместное изготовление. Если товар обычный, не обладает уникальными характеристиками или его не хватает на рынке, можно выбрать одного импортера, подходящего под ваши критерии выбора поставщиков нужной продукции.

Виды взаимоотношений с поставщиком

Подобный тип взаимоотношений даёт гарантию регулярных поставок, а поставщик сможет развиваться и расширяться в зависимости от масштабности вашего производства. Помимо этого, можно скооперироваться с другими покупателями, чтобы делать заказ у крупного поставщика. Так товар будет выходить дешевле, а поставки будут стабильными.

  • Партнерские отношения

В данный тип входят тесное и выгодное для обеих сторон сотрудничество двух организаций, продолжительные и доверительные отношения, улучшение качества товаров, использование современных технологий изготовления. Партнёрство хорошо подходит для долгосрочных перспектив, потому что эта связь выгодна обеим сторонам.

Основные схемы работы с поставщиками

Один поставщик

Если вы смогли найти поставщика, который больше всех подходит вам, то документооборот становится проще, поставки делаются крупными партиями и стабильно приходят покупателю. Можно использовать бонусы и скидки за объемы поставок, которые уменьшат стоимость в закупке и себестоимость изготовляемой продукции.

Есть некоторые риски того, что, если сорвется заказ, производство пострадает и будут простои мощностей. Вот несколько советов тем, кто решил работать по данной схеме:

  • Сразу определитесь какие критерии вам необходимо учитывать при выборе поставщика, чтобы не ошибиться. Желательно остановиться на крупном импортере с большим опытом работы и хорошей репутацией. В качестве дополнительных критериев могут выступать наличие сайта, большое разнообразие товаров, отзывы других партнеров поставщика.
  • Если есть возможность, запаситесь небольшим количеством товара. Так вы сможете избежать простоев производства, если по каким-то причинам поставка сорвется.

Сотрудничество с несколькими импортерами

Главное преимущество – стабильные поставки сырья. Работа с несколькими поставщиками гарантирует своевременное получение товара. Можно выбирать самые подходящие условия для сотрудничества. Стоимость продукции может быть больше из-за того, что партии небольшие и нет скидок на крупнооптовый заказ. Такие взаимоотношения подходят тем, кто не хочет зависеть от единственного поставщика или арендовать складское помещение, которое увеличивает расходы на хранение продукции. Помимо этого, можно отсрочить платеж или заказать товар у другого импортера.

Как минимизировать риски при выборе и работе с поставщиками

Работать с поставщиками и не иметь экономических рисков невозможно, но есть несколько способов, которые помогут снизить их вероятность.

Самым важным риском считается бесчестный импортёр, который не отдаёт долги или постоянно задерживается с поставками.

Как его снизить? Тщательно составляйте и читайте договор с условиями сотрудничества. В нём должны быть указаны сроки поставок и оплаты. Если вы работаете с партиями, то в каждой спецификации необходимо проверять, есть ли конкретные сроки. Если поставщик установил предоплату, то вам надо узнать сроки поставки после перевода средств, условия и сроки возврата денег, если были нарушены условия договора. Так вы сможете вернуть свои средства через суд.

Обязательно проверяйте комплектацию каждого заказа и в случае обнаружения недостачи или брака, указывайте это в сопутствующих документах. Условия ведения претензии, связанной с качеством продукции, должны указываться в договоре.

Старайтесь общаться с поставщиком в письменной форме (через письма, электронную почту, мессенджеры), а не по телефону. В случае возникновения спорных ситуаций это даст вам возможность предоставить все необходимые доказательства вашей правоты.

Как минимизировать риски при выборе и работе с поставщиками

Если вы знаете какие критерии являются определяющими при выборе поставщика, и уже нашли своего партнёра, то в договоре с ним обязательно указывайте условия его расторжения. Какие взыскания могут быть если поставщик задержит или сорвёт поставку, возникнут проблемы с возвратом средств за товар с браком.

Сохраните фактическое местоположение компании и контактные данные ответственных лиц. Благодаря этому вы сможете отыскать импортера, если придётся решать спорные вопросы через суд.

Каждый год во время инвентаризации уточняйте финансовое положение поставщика. Так вы сможете заранее предвидеть банкротство или ликвидацию и избежите появление долгов, которые вернуть вам не смогут, а когда закончится срок исковой давности, они спишутся с вашей чистой прибыли.

С помощью этой информации вы точно сможете начать свой бизнес. Главное, действовать и не заострять внимание на трудностях. Постоянного и добросовестного поставщика вы сможете найти в процессе развития вашего бизнеса. И помните, что лучший критерий качества – это большое количество постоянных клиентов.

Понравилась статья? Поделитесь: