Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Развитие бизнеса >Оценка стоимости бизнеса для продажи или инвестирования

Оценка стоимости бизнеса для продажи или инвестирования

28.11.2022
1 974
Время чтения: 15 минут
Сохранить статью:
Оценка стоимости бизнеса

Зачем? Оценка стоимости бизнеса может быть интересна как самому владельцу, так и потенциальным инвесторам. Неважно, что вы планируете делать: продать свое дело или же привлечь новых партнеров.

Как сделать? Для получения наиболее точных показателей требуется досконально изучить состояние вашей сферы рынка, сделать финансовую оценку, спрогнозировать будущее движение денежных потоков и т. п. Расскажем, как всё это работает.

Что собой представляет оценка стоимости бизнеса

Аналитический показатель будущих денежных потоков, которые приобретёт владелец предприятия или организации – стоимость бизнеса.

Дадим понятное определение оценки стоимости бизнеса. Это комплекс процедур, проводимых экспертами для вычисления цены бизнеса в настоящий момент. Оценщик анализирует все бизнес-процессы, учредительные документы, оценивает состояние имущества, делает объективные выводы о деловой репутации, производит необходимые финансовые подсчёты.

Что собой представляет оценка стоимости бизнеса

Есть четыре модели оценки стоимости бизнеса. Они отличаются подходами их определения, своими целями и задачами.

  • Рыночная

Рыночная стоимость – цена всего имущества компании, включая ее доходы. Данный формат оценки применяют, чтобы скорректировать её долгосрочную стратегию развития. Чтобы произвести подсчёты, анализируется прибыль в настоящий момент функционирования экономического субъекта. Знание рыночной стоимости бизнеса необходимо его собственнику, чтобы грамотно произвести сделку по продаже, а также слияние с другим бизнесом или поглощение им.

  • Инвестиционная

Оценка инвестиционной стоимости бизнеса подразумевает учет показателей цены всего имущества при гипотетической реализации чётко определенных инвестиционных целей. Данный алгоритм применяется в двух случаях:

  • когда предприниматель принимает решение о запуске нового инвестиционного проекта;
  • когда инвесторы хотят реализовать планы по вложению определённых сумм денежных средств в развитие бизнеса.

Оценка стоимости действующего бизнеса может как превышать рыночную, так и находиться в значениях ниже неё. Это зависит от потенциального (прогнозируемого) дохода с учётом производимых инвестиций.

  • Текущая

Это комплексная сумма затрат, вложенных в развитие бизнеса с учетом активов. Текущая стоимость бизнеса необходима, чтобы:

  • грамотно застраховать имущество предприятия;
  • профессионально и чётко оценить реальную стоимость активов, не переоценивая;
  • произвести оптимизацию системы налогообложения.

Что собой представляет оценка стоимости бизнеса

Текущая стоимость бизнеса также называется «восстановительной».

  • Ликвидационная

Включает в себя подсчет всех денег и активов компании, исключая затраты, связанные с продажей. Такая оценка производится, если необходимо закрыть бизнес экстренно. По причине срочности стоимость бизнеса в целом, его активов и остатка товаров достаточно сильно снижается.

3 основные причины для проведения оценки стоимости бизнеса

Есть несколько причин для ее проведения.

  • Для продажи

Эта оценка стоимости бизнеса с целью последующей продажи показывает вероятный рыночный «вес» компании. Итоговое заключение оценщика будет основано на стоимости как материальных активов, так и нематериальных, обуславливающих доходность и эффективность предприятия и бизнеса в целом.

  • Для привлечения инвестиций

Подавляющий процент бизнесов, особенно на стадии стартапа, нуждается в поисках инвесторов. Даже если на базовые инвестиции есть собственные финансовые средства, необходимо также учитывать сферу расширения влияния, возможное масштабирование и рост компании, где понадобятся дополнительные средства. Инвесторы желают, в свою очередь, вложить финансовые средства в растущую и надежную компанию.

  • Для оценки эффективности

Финансовая оценка стоимости бизнеса способствует пониманию эффективности построенной системы деятельности и скорости развития компании. Основываясь на знаниях чётких показателей бизнеса, предприниматель имеет возможность грамотно оценить его перспективу, проанализировать свою деятельность, скорректировать систему управления, производственные технологии и маркетинговое продвижение.

Есть различные подходы и методы к оценке стоимости бизнеса. Перечислим и конкретизируем их.

Оценка стоимости бизнеса затратным подходом

Стоимость объекта оценки – это сумма затрат, которые будут необходимы, чтобы организовать такой же объект бизнеса, учитывая износ. Важно понимать, что учитывается не количество денег, ранее потраченных предпринимателем на создание бизнеса, а количество требуемых для воссоздания такой же компании финансовых средств.

Наглядный пример для проведения подобной оценки стоимости бизнеса: кофемашину, стоящую у Андрея в клиентской зоне, подарили родственники и коллеги на открытие бизнеса. Цена приобретения для Андрея равняется нулю. Но новая кофемашина с идентичными характеристиками будет стоить уже 32 500 рублей.

По правилам оценки стоимости необходимо учитывать именно рыночную цену. Но, отметим, что в оценке затратным подходом будет использоваться цена этой же модели машины, но у с учетом износа. Машина, бывшая в употреблении ровно такой же срок, стоит 20 000 рублей. Эту цифру и используем в оценке.

Оценка стоимости бизнеса затратным подходом

Рассмотрим с примерами два метода затратного подхода:

  • Метод чистых активов

При оценке методом чистых активов стоимость бизнеса равна сумме всех имеющихся активов минус сумма долговой нагрузки.

Андрей выписал, просчитал и проанализировал общую сумму стоимости всего оборудования и мебели своей компании, отнял сумму кредитных обязательств, и его результат составил 598 000 рублей.

  • Метод ликвидационной стоимости

При оценке методом ликвидационной стоимости бизнес рассматривается как комплекс активов, выставляемых на срочную продажу для погашения всех видов обязательств. В таком случае из стоимости активов, просчитанной описанным выше методом, отнимается дисконт (скидка, ускоряющая продажу) и затраты на рекламу.

Продолжим на примере Андрея. Например, он принимает решение о переезде в другой регион и желает максимально быстро продать свою химчистку. Он публикует объявление на всех возможных площадках. За активы покупатель даёт скидку 10%, а затраты на рекламные объявления составляют еще 30 000 рублей.

  • Скидка = 830 000 х 10% = 83 000 (руб.)
  • Стоимость активов = 830 000 — 83 000 = 747 000 (руб.)
  • Стоимость бизнеса = 747 000 — 30 000 — 200 000 = 517 000 (руб.)

Оценка стоимости бизнеса доходным подходом

Если затратный подход учитывает цену всех активов, то метод капитализации доходов в оценке стоимости бизнеса основывается на чётком прогнозе ожидаемых поступлений. Изначально предполагается длительная стабильная прибыльность бизнеса.

Вариативность экономического развития страны, закрытия предприятий из-за пандемии, влияние внешнеполитических факторов, социально-политической обстановки в стране, резкое совершенствование продвижения на рынке с помощью таргетинга, новых парсеров, клубов по интересам и прочие разнохарактерные факторы мы здесь не учитываем.

Например, обладатель нефтедобывающего предприятия будет производить расчёт стоимости бизнеса, учитывая текущую прибыль, но не направление трендов в сторону развития и популяризации электротранспорта и развития технологий в этом направлении.

Модель дисконтированных денежных потоков

Для оценки прибыльности бизнеса в будущем создается финансовая модель денежного потока, схожая с отчетом о движении денежных средств.

Оценка стоимости бизнеса доходным подходом

Пример: 40 000 рублей в месяц – прибыль химчистки, принадлежащей Андрею из нашего примера. Величина денежного потока за предстоящие три года составит: Денежный поток = 40 000 х 12 х 3 = 1 440 000 рублей.

При кажущейся простоте вычислений, здесь нет учета инфляции – роста уровня цен и обесценивания денег. Многие потребительские товары и услуги раньше стоили дешевле, а сейчас – дороже. Растёт в цене недвижимость, путешествия, каждый человек может привести массу примеров. Каждый год количество товаров, для приобретения которых, например, достаточно 2000 рублей, уменьшается.

Ставка дисконтирования показывает снижение стоимости денег. Её показатель определяется комплексно: учитывается и позиция экспертов-экономистов, и доходность по государственным облигациям и прочим надёжным финансовым инструментам. Она, как правило, превышает ставку по банковским депозитам – учитывается более высокорисковый характер вложения в бизнес. Здесь имеет место и обратная пропорциональность — чем более надежен бизнес, тем более минимален риск и ставка дисконтирования определяется ниже.

Для оптимизации таких расчетов идеально подходит функция ЧПС – чистого приведенного дохода в Excel или NPV в Google Таблицах. Андрей из нашего примера на основании стабильного характера и хорошей доходности своего бизнеса установил ставку дисконтирования в 30%. Если его доход в год будет составлять 480 000 рублей, стоимость бизнеса на сегодняшний день – 871 734 рубля.

Метод капитализации

При оценке стоимости бизнеса учитываются прошлые денежные потоки посредством усреднения суммированной прибыли за нескольких предыдущих лет. Ставка капитализации здесь учитывается в виде значения ставки доходности на вложения, рассчитанной по интересующей отрасли или рынку в целом.

  • Ставка капитализации по отрасли = Годовой доход / Стоимость имущества
  • Стоимость компании = Средний годовой доход компании / Ставка капитализации

Использование сравнительного подхода при оценке стоимости бизнеса

Для оценки рыночной стоимости бизнеса сравнительным подходом необходимо проанализировать несколько рыночных сделок схожих по всем характеристикам и основным параметрам компаний. Важно лишь знать цену продажи. Сравнение можно произвести – и экономисты это производят – по общему для всех фирм критерию.

Например, по доходности на квадратный метр площади помещения для производства бисквитов на кондитерской фабрике, по заполняемости номерного фонда в отеле или санатории на Черноморском побережье, по числу посадочных мест в экскурсионном автобусе.

Андрей произвел анализ химчисток посредством связи со знакомыми коллегами и анализа сайтов продаж. В его базе оказалось четыре компании, похожих по характеристикам на его бизнес – спектр услуг был схож, население городов составляло от 350 до 600 тысяч человек. Главным критерием для сравнения Андрей обозначил количество стиральных машин, ведь от этого зависит возможность эффективной деятельности и общий объём продаж.

Использование сравнительного подхода при оценке стоимости бизнеса

Подводя итоги и анализируя результаты, Андрей пришел к пониманию и выяснил, что стоимость продажи бизнеса в расчете на одну стиральную машину варьируется от 150 000 до 200 000 рублей, составляя в среднем 182 500 рублей. При умножении этой суммы на количество стиральных машин в своей химчистке, Андрей получил стоимость его бизнеса сравнительным методом.

Как согласовать результаты трех подходов

В каждом из проанализированных подходов отчёт по оценке стоимости бизнеса может составлять схожие суммы, но, возможно, будут и отличия. Произведя оценку по трем походам, необходимо произвести анализ положительных и отрицательных моментов каждого подхода применительно к вашей компании и определить удельный вес каждого из подходов.

Больший удельный вес дается затратному подходу в оценке, если кампания имеет по большей части дорогостоящие активы и средние либо низкие показатели деятельности. Если же наблюдается стабильный рост дохода в течение ряда лет, можно дать приоритет в анализе доходному походу. Сравнительный подход имеет преимущество, когда анализ проводится среди множества схожих по ключевым параметрам компаний.

Например, стоматологическая клиника обладает большим числом ценных активов, однако затратный подход в оценке бизнеса игнорирует финансовый уровень данного бизнеса — это неизменно развивающийся бизнес с прочными и стабильными финансовыми показателями. Следовательно, можно установить удельный вес затратного подхода равный 20%.

Доходному подходу в оценке бизнеса выделим 30%, ведь всегда есть риск экономического кризиса, изменения внешнеполитической ситуации и эпидемиологической обстановки. В современных условиях прогнозы становятся зыбкими и непредсказуемыми, а риски усиливаются по количеству и значимости.

Стоимость, полученная в сравнительном подходе оценки бизнеса, воспроизводит рыночную обстановку в настоящем времени. Потенциальный покупатель, желая приобрести себе бизнес, изучает и анализирует различные объявления и предложения на рынке, чтобы узнать объективную цену для ориентира. Следовательно, в этом случае сравнительному подходу отдадим 50%, он имеет преимущественное значение.

Чтобы было нагляднее и проще ориентироваться, можно внести удельный вес каждого подхода в таблицу, которая по своим алгоритмам самостоятельно просчитает согласованную стоимость вашего бизнеса. Следовательно, станет виден и ориентировочный диапазон цены, подходящей для продажи компании.

Следовательно, финансовую оценку стоимости бизнеса возможно провести своими силами. Одна из целей стратегически мыслящего руководителя – проведение такого анализа регулярно. Следовательно, приветствуется внедрение систем автоматизации, быстро собирающих отчетные данные. Объективные и периодически обновляемые данные будут полезными для взаимовыгодного сотрудничества и совместных рекламных акций с партнёрами.

Понравилась статья? Поделитесь: