Зачем нужен? Расчет ROA необходим, чтобы понять, насколько успешно активы компании конвертируются в прибыль. Такая оценка часто необходима не только владельцам бизнеса, но и потенциальным инвесторам.
Как? В некоторых случаях разумнее рассматривать изменения показателя в динамике. Кроме того, сравнивать его значение нужно со средними цифрами именно по отрасли – так результаты окажутся гораздо более наглядными.
В этой статье:
Суть мультипликатора ROA
Бухгалтерский баланс предприятия содержит два главных раздела: актив и пассив. Последний – это имеющиеся или будущие обязательства, непогашенные на момент формирования отчёта. К активам относят разнообразное имущество, финансовые ресурсы, которыми компания может пользоваться в своей хозяйственной деятельности, различные объекты недвижимости, станки, сырье, заемные средства и банковские вклады, акции, имущественные права, словом – все, что имеет денежную стоимость и может быть использовано в производстве или продано на рыночных условиях.
ROA (return on assets) характеризует соотношение прибыли предприятия в чистом виде с его активами. Он отражает продуктивность использования ресурсов, которыми оно обладает на том или ином праве, способность конвертировать их в доход. Одновременно по ROA можно судить о средневзвешенной прибыли, независимо от того, собственный или заемный капитал используется для извлечения дохода.
Проще говоря, ROA показывает, какую пользу приносят имеющиеся у предприятия активы. При этом не учитывается структура капитала, но отражается эффективность менеджмента. Если сравнивать его с ROE, то он иллюстрирует управление всеми активами, тогда как ROE учитывает лишь собственные средства.
Таким образом, коэффициент ROА позволяет сделать вывод об эффективности управления ресурсами, средней прибыльности, обеспеченной их использованием в совокупности.
Зачем рассчитывать ROA
Доходность активов показательна в следующих ситуациях:
- В случае сопоставления по ROA нескольких предприятий, занятых в одной сфере экономики.
- При исследовании колебаний значения ROAво времени для одного и того же предприятия.
Для сопоставления предприятий, занятых в разных видах экономической деятельности, коэффициент ROA неактуален, так как он не позволяет учесть специфику, присущую каждой отдельной отрасли.
Этот показатель может иметь значение для базового анализа финансового состояния как иллюстрация платежеспособности компании при принятии решения о предоставлении ей займа, или же как величина, отражающая привлекательность компании для размещения в ней инвестиций.
Сопоставив значения мультипликаторов ROA и ROE, можно оценить долю кредитных средств в структуре капитала. Она велика, если эти величины значительно отличаются.
Оценивая эффективность компании на основании ROA, нужно иметь в виду, что прибыльность определяется как объемами продаж, так и структурой расходов, а совокупность активов –объемом оборотных ресурсов. Если предприятие имеет значительное количество свободных средств, это само по себе не означает, что прибыль автоматически растет. Для ретейлеров целевым значением является величина, составляющая 2 % от дохода.
Нельзя забывать и о том, что коэффициент ROA не годится для прогнозирования в отдалённой перспективе. Его высокое значение не предопределяет рост доходности. Мультипликатор не отразит, например, что предприятие заключило ряд рискованных сделок, что может негативно отразиться на прибыли.
Также отметим, что ROA подразумевает оценку всего капитала, включая займы и кредиты, используемые предприятием на условиях возвратности, и это неизбежно. Выручка же зависит от множества факторов, и точно ее просчитать заранее не представляется возможным.
Сравнение показателей ROA и ROE
Разница между коэффициентами ROA и ROE состоит в том, что во втором случае в расчет принимается не весь капитал, имеющийся у акционеров предприятия. ROE вычисляется как частное от прибыли в чистом виде, разделённой на стоимость собственного капитала.
Сопоставление этих мультипликаторов позволяет получить представление о продуктивности дополнительных средств, привлеченных компанией. Можно понять, какова степень влияния кредитов и займов на результаты хозяйственной деятельности.
- При увеличении в объеме активов предприятия заемных ресурсов растет разрыв в значениях коэффициентов ROA и ROE.
- Рост доли займов в капитале отражается на ROAснижением его величины.
Необходимо учитывать, что для получения актуальных данных сопоставление по этим мультипликаторам должно производиться для предприятий из одной сферы экономики, так как в каждой отрасли имеются свои специфические особенности.
В сфере высоких технологий величины этих показателей практически уравниваются, так как соответствующие предприятия имеют минимальную долговую нагрузку. Это может ввести пользователя отчетности в заблуждение. В разных сферах производства предприятия имеют неодинаковую капиталоёмкость, поэтому ROE и ROA для каждой из них могут существенно отличаться.
Так, можно сопоставить данные по автомобилестроительному предприятию General Motors и торговой компании Walmart. Результаты сравнения покажут максимальный процент дивергенции ROE над ROA.
Формулы расчета ROA
Доходность активов вычисляется как частное от суммы прибыли в чистом виде, разделенной на стоимость всех активов.
Рентабельность активов = Чистая прибыль / Активы
Итоговая величина показывает, какова доля очищенной прибыли в одном рубле, потраченном на активы компании. Обычно ее умножают на 100, получая значение в процентах. Иными словами, становится ясно, какую доходность имеет один рубль стоимости активов.
Повысить точность вычислений позволяет использование среднего арифметического значения между стоимостью активов на начало отчётного периода и на его конец. Это дает более актуальные сведения, чем оценка стоимости в конкретный момент времени.
Величина очищенной прибыли компании может оцениваться по данным отчета о прибылях и убытках, а стоимость активов – по бухгалтерскому балансу.
Вычисления могут выполняться как за календарный год, так и за иной период. В последнем случае применяют следующую формулу:
Рентабельность активов = Выручка*(365/Кол-во дней в периоде)/((Активы на начало + Активы на конец)/2)
Финансовое положение предприятия можно оценить по формуле Дюпона. Она дает представление об эффективности ключевых факторов, определяющих ведение хозяйственной деятельности. В нее включены значения очищенной прибыли, усредненной стоимости активов и выручки.
ROA = ROS*Koa, где:
- ROS – показатель доходности продаж (очищенная прибыль/выручка);
- Koa – показатель оборачиваемости активов (выручка/средняя стоимость активов).
В результате можно получить объективное представление о влиянии продаж на величину прибыли, а также об интенсивности использования активов.
Нормальное значение коэффициента
Для значения ROA отсутствуют целевые границы, что объясняется разнородностью отраслей экономики. Одна и та же величина может быть хорошим результатом для банка, но удручающим показателем для компании, предоставляющей услуги.
Для промышленных компаний коэффициент рентабельности обычно имеет умеренную величину. Это объясняется систематическим расходами на обновление производственных ресурсов.
В США и Соединенном Королевстве крупнейшие предприятия достигают ROA около 15 %. В ЕС этот показатель варьируется около отметки в 9 %, в Японии – 7 %. Если оценивать показатели предприятий, входящих в индекс S&P 500, то для них характерно незначительное отличие величины ROA от ROE.
Промышленные предприятия должны постоянно обновлять материально-техническую базу, чтобы поддерживать высокое качество продукции и обеспечивать стабильный спрос, поэтому для них характерен невысокий коэффициент ROA. Рост стоимости такой базы снижает рентабельность. В процессе эксплуатации оборудования и его износа ROA растет.
Однако высокая цена основных средств необязательно означает устойчивое финансовое состояние компании. Если рассматривать сферу услуг, то для нее обычно не требуется дорогостоящее оборудование либо период его обновления значительно больше.
Высокое значение ROA может вводить в заблуждение. Так, если оно существенно превышает средние величины по отрасли, из этого можно сделать вывод, что предприятие игнорирует необходимость обновления материально-технической базы. Это чревато замедлением роста и нестабильностью хозяйственной деятельности в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
По общему правилу, чем больше значение ROA, тем привлекательнее компания для инвесторов. При высоком ROA можно сделать вывод, что минимальные вложения позволяют генерировать максимальную прибыль.
Дополняющие ROA мультипликаторы
Коэффициент ROA – не единственный показатель, который позволяет оперативно дать оценку эффективности предприятия. Обычно учитывают также следующие величины.
ROS (Return on Sales) – показатель доходности выручки. Измеряется в процентах и иллюстрирует отношение суммы очищенной прибыли к объему реализованной продукции. Он дает представление о том, какова доля прибыли в одном рубле выручки. ROS вычисляется так:
ROS = чистая прибыль/выручка *100
Также этот показатель может вычислять на основе значения валовой прибыли.
ROIC (Return on Invested Capital) – величина, показывающая рентабельность инвестированных средств. Иллюстрирует продуктивность использования вложений предприятием. В числителе формулы находится сумма операционной прибыли (до вычета налоговых и других обязательных платежей), в знаменателе – объём инвестиционных вложений
ROIC = Nopat/Invested Capital*100
Nopat = операционная прибыль* (1- налоговая ставка)
Эта формула не подходит для оценки эффективности вложений в предприятия по продаже предметов роскоши, поскольку в этой отрасли присутствуют высокие начальные расходы, которые могут вернуться по истечении значительного периода времени.
По мнению экономистов, мультипликаторы ROS и ROIC могут использоваться:
- при сопоставлении компаний из одной сферы;
- при анализе динамики компании за соответствующий период.
Наиболее полную картину дает совместная оценка мультипликаторов ROE, ROA, ROIC и ROS.
Так, можно оценить эффективность управленческих процессов в компании Microsoft. В целом она выглядит лучше, чем в большинстве предприятий из индекса S&P 500, однако проигрывает своим конкурентам из IT-сферы. ROA компании составил 6,57 %, ROE – 20,09 %, ROIC – 8,62 %.
Преимущества и недостатки ROA
Начнем с плюсов:
- ROA легко вычислить, при этом он дает достаточно ясное представление о продуктивности использования предприятием своих активов.
- Допустим в расчёте, содержащем отрицательное значение величины собственного капитала.
- Актуален как для инвесторов, так и для руководителей предприятия.
- Анализ динамики коэффициента ROA позволяет судить о росте или спаде компании.
Минусы:
- Сопоставляться могут только одноотраслевые предприятия.
- Чувствителен к субъективным оценкам, находящим отражение в финансовой отчетности.
- При вычислениях с использованием отрицательного значения величины собственного капитала может давать недостоверный результат.
Аналогично большинству других распространённых мультипликаторов, ROA не может служить какой-то абсолютной и исчерпывающей величиной. Для адекватной оценки состояния компании необходимо использовать этот коэффициент наряду с иными показателями.